СВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. СТО ПЯТЬДЕСЯТ ГЛАВ.

256

Речь идет о сочинении «Опровержения Евномия» св. Григория Нисского, состоящем из 12 (или 13) книг. «В них представлено опровержение трех разных сочинений Евномия: a) "Апологии апологии", явившейся на защиту опровергнутой св. Василием Великим первой апологии Евномия, b) неизвестного по заглавию сочинения, в котором Евномий пытался защитить свое учение библейскими свидетельствами и c) "Изложения веры". Временем их написания были 379–383 годы. Значение их в богословских спорах было несомненно большое. На них ссылались не только отдельные церковные писатели, но и целые Соборы, и не только на востоке, по и на западе. Причину такого внимания к ним мы вполне объясним, если укажем на отзыв о них св. патриарха Германа. По его мнению, св. Григорий Нисский в своих книгах против Евномия "предал этого еретика совершенному позору", т. е. вполне доказал несостоятельность арианства и тем самым доказал истинность учения Церкви». Несмелое В. Догматическая система св. Григория Нисского. СПб., 2000. С. 39–40.

257

Это высказывание св. Григория Нисского представляет собой пересказ некоторых его мыслей в указанном сочинении. См.: PG 45, 1105–1108. Перевод наш.

258

В основу этого раздела положен более ранний трактат св. Григория Паламы «О Божественном единении и различении». Издание и предисловие к нему см.: ΓΡΙΓΟΡΙΟΥ ΤΟΥ ΠΑΛΑΜΑ. ΣΥΓΓΡΑΜΑΤΑ. ΤΟΜΟΣ В/ ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ, 1966. Σ. 47 50, 69–95.20

259

Здесь и дальше перевод наш. Русский перевод (Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994. С. 61, 73, 77) некорректен в контексте цитат св. Григория Паламы.

260

Данные мысли Дионисия В. Н. Лосский суммирует так: «Единство и различие, соединение и различение присущи Самому Богу, ибо Он есть Троица — "единства и различия в их неизреченном единении и существовании", поскольку три Лица едины и различны в одно и то же время. Но Бог становится познаваем через "разделения" (или "различения", διακρίσεις) за пределами, вне Своей природы — этою "тайною" Его "местопребывания", сокрытою мраком и неведением — действуя вовне Самого Себя посредством "выступлений" (πρόοδοι) или сил (δυνάμεις), которые суть Его проявления (εκφάνσεις) и которым сопричастны тварные существа». Лосский В. Н. Богословие и Боговидение. С. 225.

261

Перевод наш.

262

Понятие «различие», или «различение» (διάκρισις), у Дионисия в данном случае обозначает бытие Бога ad extra; оно тождественно «исступанию» (έκστασις) или «исхождению вовне» (πρόοδος), часто употребляемому во множественном числе, причем эти πρόοδοι (или энергии) не ведут к умалению Бога. См.: Hieromonk Alexander (Golitzin). Op. cit. P. 54–61. В данном случае к указанным понятиям добавляются еще и «наделения» («раздачи, передачи» — μεταδόσεις), указывающие на «неисчерпаемую щедрость» Божию.