St. Tikhon of Zadonsk and His Teaching on Salvation

Находясь телом во гробе, Искупитель мира должен был еще сойти душою в ад для того, чтобы разрушить его и вывести из него всех узников, ожидавших Христова пришествия, потому что до сошествия Спасителя мира в преисподняя земли "небо и рай" были заключены грехами человека (4:273). Кроме того, Спаситель желал освободить узников ада и понести на Себе лежащую на них Божию клятву (3:46), потому что своими силами они не могли освободиться от этого жалкого состояния и должны были бы вечно находиться в узах мрачной юдоли (4:22). Против великого Победителя ад не мог устоять и, увидев своего Разрушителя, вынужден был освободить из своих уз всех тех, которые ожидали Его пришествия. "Искупитель, Свободитель и Избавитель человеческого рода, — говорит святой отец, — …извел… на свободу… дабы мы уже не были рабами… диавола, но противу сих врагов подвизалися, а работали бы Ему со Отцем и Святым Духом, яко искупленные рабы, не принужденно, но свободно" (3:169). Таким образом, Своею смертью Иисус Христос "упразднил державу имущаго смерть, сиречь диавола (Евр. 2, 14)…. избавил верующих от…ада" (2:239) и предоставил им возможность наслаждаться в вечной жизни (4:281, 4:273) теми благами, которые Господь уготовал любящим Его (1 Кор. 2, 9; Ис. 64, 4).

После трехдневного пребывания Христа "во гробе плотски, во аде же с душею" совершилось то, что является вершиной, ключевым моментом в деле спасения человечества — Христос воскрес из мертвых. На этой истине, как на твердом основании, зиждутся все христианские упования: "Аще Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша" (1 Кор. 15, 14). В этом факте вся жизнь и учение Искупителя достигли своего подтверждения как исторической действительности. Христос воскрес не как все прочие люди, которые были воскрешаемы богоугодными мужами при содействии благодатной помощи, обитаемой в них, но "силой Своего Божества" (1:27), "Своей силой восстал яко бессмертный" (3:164). Воскресение Христа является сильнейшим доказательством того, что Творец мира является действительным Совершителем спасительного для нас подвига. После этого грех, как таковой, и связанное с ним Божие наказание потеряли свою силу над человеком. Крестная Жертва и Воскресение Христово умилостивили Бога Отца, и, таким образом, то осуждение, которое тяготело над родом человеческим, было уничтожено. Спаситель мира был не только истинный человек, но и истинный Бог, потому что воскресить Себя Самого мог только Тот, Кто имеет жизнь в Себе Самом, т. е. Бог (3:131).

В спасительном Воскресении Сына Божия проявилось Божественное всемогущество, ибо этим засвидетельствовано всему миру, что Он является Победителем смерти, греха, ада и диавола, а также Началом всеобщего воскресения. Он уверил всех Своих последователей, что смерть уже уничтожена и что они будут вечно пребывать с Ним в обителях Отца Небесного (3:131, 416). Смерть и Воскресение Искупителя мира положили твердое основание нашему воскресению. Христос Спаситель принес Себя в жертву за нас и тем самым исцелил нас от душевных болезней и духовной смерти. Он есть Источник нашего воскресения и вечной жизни.

Таким образом, Воскресение Христово внесло в человеческую природу всеобщий, т. е. независимо от жизни каждой отдельной личности, закон воскресения. "Как в Адаме вси умирают, тако во Христе вси оживут" (1 Кор. 15, 22). "Воскрес Христос, воскреснем и мы, верующие во имя Его" (3:50). И это потому, что человеческая природа Бога Слова была единосущна природе всех людей и находилась с ними в полном единении, а раз так, то и Воскресение Христово распространяется на все человечество в целом. Далее святой отец, обосновывая свою мысль словами Священного Писания: "…сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется не в честь, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное" (1 Кор. 15, 42–44), говорит, что в последний день мира все тела умерших, рассыпавшиеся в прах земной, Господь восставит и приведет в лучшее достояние, соединив с душами, для вечной жизни (3:50, 5:256, срав. 2:84), "тако устроив спасение наше" (5:277). Здесь следует отметить, что хотя Воскресение Христово и распространяется на всех людей, однако только те смогут получить спасение во Христе, которые будут веровать в Сына Божия и в своей жизни воплощать Его Божественное учение (4:26, 5:256).

Завершая дело домостроительства нашего спасения, Христос Спаситель после Своего славного тридневного Воскресения из мертвых (3:131) еще в течение сорока дней пребывал на земле, желая удостоверить Своих учеников в истинности Своего Воскресения, а также напомнить им то основное учение, которое они слышали еще до Его крестной смерти (3:132). Разрушив преграду к восхождению на небо, Сын Божий вознесся на небеса и по Своему Божественному достоинству "сел одесную Бога Отца" (3:132), "во славе Отчей" (4:317). И если Сын Божий прежде пребывал на престоле славы Своей с одной Божественной природой, то теперь Он вознес с Собой и человеческую природу, приняв ее навсегда в тесное единение с Божественной (4:317; 4:232). Следовательно, Господь через Свое Вознесение стал еще ближе к человечеству, к верующим в Него, ибо Он ныне пребывает на земле не только Своим вездесущим Божеством, но и прославленным телом в великом и пренебесном Таинстве Святой Евхаристии.

Вознесение Иисуса Христа на небо служит явным доказательством того, что всем людям, верующим в Сына Божия, теперь открыт путь к небу. Христос явился на небо как первенец умерших человеков, представив в Своем Лице начаток искупленной и восстановленной Им человеческой природы. Где Глава тела, там будут пребывать и члены Его. Глава на небе, во славе, там будут с Ним и все истинные христиане (4:290, 3:50). Вот почему Вознесение Сына Божия, по мысли святого Тихона, сопровождалось великой радостью. "Взыскал и спасл погибшего человека, и вознеслся на небо, и привел того к Отцу Своему Небесному, и повелел силам Своим Небесным радоватися о том, глаголя: радуйтеся со Мною, яко обретох драхму погибшую" (Лк. 15, 9) (4:289). Своим Вознесением Спаситель мира предоставил всем возможность стремиться к духовному совершенству, и в то же время Он Сам всегда помогает в этом деле и не перестает ходатайствовать о нас пред Отцом Небесным о нашем спасении (3:132).

5. Действие Духа Святого и послание апостолов на проповедь

The Saviour of the World, having completed His work on earth and ascended to heaven, did not leave man without His providential care. While still departing to heaven, He promised His Apostles, and in their person all His followers, to be with them "always, even to the end of the age" (Matt. 28:20), and also promised to send a Comforter from the Father, Who with His Divine breath would give life and help in the matter of salvation to all those who believe in the Son of God. For the final completion of the work of Christ, for grace-filled assistance in the matter of the full assimilation of the redemptive fruits of Christ's Sacrifice, it was necessary for the building, creative Power to come, Which is the Holy Spirit, the Third Person of the Most Holy Trinity.

Before the redemptive feat of the Son Brzhiim, the Holy Spirit did not dwell in people in its entirety. And only after the offering of the Sacrifice of Christ was it possible for believers to fully perceive the Holy Spirit, Who builds up in their souls a new life of grace and "from Whom all good and good deeds flow as from an ever-flowing fountain" (4:342). The Holy Spirit grafts people into the Son of God, like a branch to a good root (John 15:2). The life-giving fire of the Spirit renews and enlightens those in whom it dwells. He gives those who seek salvation His grace-filled help in their weaknesses, struggles, and in their struggle with the devil (3:138). The immaterial light of the Spirit enlightens and strengthens Christ's followers and thereby gives them the opportunity to feel in their hearts the divine power that helps in their salvation (1:27; 2:279). The salvific influence of the Spirit of God on the hearts of believers is like fire, which, coming into contact with the fragrant substance, emits a pleasant fragrance. "Thus it happens, when the grace of the Holy Spirit touches the heart of man, then true sighing and prayer arise in such a heart, on high to the Heavenly Father, and finds grace and mercy from Him" (2:79).

Through the inspiration of the Holy Spirit in the soul of man, the spiritual, grace-filled life that was lost in Adam is renewed. And the union between God and man is restored in its complete harmony and in ideal reality. "The grace of God enlightens the human heart and kindles in it the fire of God's love" (4:342). It instills in his heart not earthly joy, but "spiritual, heavenly," which, according to the saint, is a foretaste of eternal "blessed life" in God (4:344). And if a person, in his careless life, does not have this grace-filled help from above in his heart, then his soul is like a blind and deaf man, who has neither joy nor peace (2:118). In this way, the grace of the Holy Spirit assimilates the fruits of Christ's salvific work to all people. With the divine assistance of the Holy Spirit, man sees before him the path he must follow in order to attain eternal life (2:139-140).

The promise of the sending of the Holy Spirit was fulfilled on the day of Pentecost, when He descended in the form of tongues of fire on all the apostles gathered in one house (Acts 2:1-4) (1:27), and in their person — "and on all who believe in His most holy name" (1:94) "and on all flesh" (5:275). The grace-filled outpouring of the Comforter made the Apostles bearers of the Trinitarian Divinity, and also miraculously changed their minds, wills and feelings, and gave their word a fiery power against which no one could resist (5:257). The Holy Spirit gave the apostles the deepest knowledge of Divine wisdom (5:83) and reminded them of the teaching that had been taught by the Savior Himself when He was with them on earth. The Holy Spirit made the apostles fearless and spiritually strong. Thus, on the day of Pentecost, the preaching of the Apostle Peter opened the hearts of many of those present to the understanding of Divine truth, after which they were baptized (3:12). Thus, the day of Pentecost, or the day of the descent of the Holy Spirit, is the beginning of the existence on earth of the mysterious and grace-filled body of Christ, His Holy Church.

With the descent of the Holy Spirit upon the disciples of Christ, a complete rebirth took place in their hearts. Feeling the grace-filled power of the Holy Spirit within themselves, they became fearless and zealous preachers of the teaching of Christ. A bright flame of love for God and people burned in their hearts. From that moment on, they devoted their entire lives to the recovery of the lost sheep for which the Son of God came down from heaven. In fulfillment of the commandment of his Divine Teacher: "... Go ye into the whole world, preach the Gospel to every creature" (Mark 16:15), they bore witness to Christ not only in Israel, but throughout the whole world (4:130). And this testimony bore fruit. "God, Who created the world out of nothing, so did the fallen one restore, correct, and renew miraculously... He drew to Himself those who had fallen away tongues... through twenty simple and unlettered, armed with His power and made wise by the Holy Spirit" (2:87). It was precisely in this miracle that the holy apostles, chosen by the Son of God from among the simple and illiterate fishermen, with the assistance of the Holy Spirit, spread the teaching of Christ throughout the whole earth and united all peoples into one flock of Christ (2:87).

In their work, the Holy Apostles were distinguished by a sense of higher truth and were always guided by the rule: "It behooves God to obey more than man" (Acts 5:29). They also knew that all people had the right to enjoy, if they wished, the fruits of Christ's atoning sacrifice. In addition, they remembered the words of their Teacher, that "the shadow of the lawful grace that has come has passed away" (John 1:17; Heb. 10:1), and therefore they were free from national, class and other views, prejudices, inclinations and antipathies incompatible with the higher truth. Their main goal, according to the saint, was "to carry the name of Jesus to all the ends of the earth and to bear witness to Him before all the world, and to sow the seed of the word of God in the fields of idolatrous hearts" (5:255). St. the Apostles strove to bring every soul to obedience, to faith in Christ through the word of the Gospel, they strove so that no soul through their fault would perish or go astray, but would always abide in the Church which He did"... having acquired it with His own blood" (Acts 20:28).

Planting faith in Christ in their hearts, the holy apostles "refuted idolatry..., they opened the eyes of the hearts of those who were blinded to the knowledge of the true God; they founded the Church of God on the face of all the earth; they gathered one blessed flock of different tongues, like wild beasts; They taught to worship the Holy Trinity – the Father, the Son, and the Holy Spirit, the one God; they kindled the fire of God's love in the hearts of the faithful, and confirmed them with the hope of life and bliss of the age to come" (3:132). They confirmed the true teaching about the Divine Messenger and His redemptive feat with many different "signs and wonders" (5:6).