St. Tikhon of Zadonsk and His Teaching on Salvation

Письма посланные.

Для четкого представления о творениях святителя Тихона считаем необходимым дать краткие сведения о каждом сочинении.

В первом томе помещены произведения св. отца, составленные им во время управления Воронежской епархией. Вскоре по вступлении на кафедру он написал в качестве пособия священнослужителям статью: “Должность священническая. О седми тайнах святых” и разослал ее по духовным правлениям для раздачи священникам. Здесь святитель кратко в катехизической вопросно-ответной форме говорит о значении, смысле и особенностях совершения семи христианских таинств. Через год св. отец составил “Прибавление к должности священнической”, где дает совет иерею, как поступать при исповеди вообще и при исповеди и причащении болящих в частности.

В 1765 году святитель обращается к воронежскому духовенству с “Окружным посланием”, в котором увещевает пастырей Церкви Христовой удаляться от пагубных страстей и в первую очередь от пьянства, но развивать в своей душе добродетели. Это послание также было разослано по епархии.

В ответ на правительственный указ об отмене пыток для заключенных Воронежский архипастырь составил “Наставление или образец увещателям”, в котором показывает, с какими словами следует обращаться к подсудимым, чтобы обратить их к раскаянию и признанию. Далее, в первом томе находятся “Наставление”, как должно быть предлагаемо народу катехизическое учение, “Инструкция” о совершении браков и “Инструкция”, что семинаристам должно наблюдать.

Следующий раздел включает в себя 12 “Слов”, которые святитель Тихон говорил к воронежской пастве, а также различные увещевания. Например, “Увещание жителям града Воронежа об уничтожении ежегодного празднества, называвшегося “Ярило”, или “Краткое увещание, что всякому христианину от младенчества до смерти всегда содержать должно” и другие. Кроме того, св. отец дает краткие толкования на заповеди Моисеевы, приводит размышления на отдельные стихи различных псалмов и на другие религиозные темы, например, “Воздыхания грешной души ко Христу, Сыну Божию”.

В конце первого тома собраны различные напутствия, наставления, советы святителя Тихона и, наконец, его 15 писем к различным лицам, посланные из Воронежа.

Наиболее значительным и цельным произведением этого периода, находящимся в первом томе, является творение св. отца “Плоть и дух”. Данное сочинение имеет более полный подзаголовок: “Плоть и дух, или Собрание некиих нравоучений из Св. Писания и толкователя оного св. Златоустаго, великого вселенныя учителя, с приложением рассуждений, в пользу духовную сочиненное”. Святитель Тихон 6 апреля 1767 г. относительно этой книги сделал следующую резолюцию: “Сей книжице быть в консистории. А с ней столько копий списать чисто, сколько духовных правлений, и во всякое духовное правление послать по книжице, чтобы кто хощет списывал ради частейшего прочитывания, только справно бы переписываны были” [537]. Но по приходам эта книга не была разослана, за исключением нескольких списков, по причине болезни святителя и скорого после этого перехода на покой[538]. По словам митрополита Евгения, впервые это сочинение было напечатано в 1784 году, но без указания того, что это произведение святителя Тихона. Известный издатель того времени П. Богданович, изменив название книги и не упомянув автора, опубликовал ее под заглавием: “Скрижали нравоучения, заключающиеся в Древнем и Новом Завете и в преданиях великого Вселенского учителя св. Златоуста, с приложением о каждом предмете рассуждений”. Присвоение себе издателем этой переименованной книги, по словам митрополита Евгения, замедлило издание подлинной, пока не был найден и представлен список, поправленный рукой самого святителя [539].

Это сочинение самое большое по объему из литературных произведений, написанных во время пребывания святителя Тихона на кафедре. О содержании данной книги говорит сам святитель в предисловии: “Зде только полагаются некоторые пороки, которые люди нынешнего наипаче века или за малые или почти и вовсе за пороки не признают, но которые не меньше, как… пороки всем гнусные… Полагается зде (также), в чем состоит христианская должность, общая и взаимная, которая требует от нас веры, надежды, любви, такожде полагаются плоды любви”[540]. Книга состоит из 34 глав. Вот, например, название некоторых из них: “Грех”, “Злоба”, “От злых удаление”, “Смирение и гордость”, “Покаяние”, “Терпение”, “Слово Божие”, “Молитва” и т. д. В каждой главе сначала дается подборка текстов Священного Писания на тему, данную в заглавии, затем цитаты из творений св. Иоанна Златоуста и, наконец, рассуждение святителя Тихона по данному вопросу.

“Об истинном христианстве” (тт. II–III). Сочинение это написано святителем Тихоном в 1770—71 годах в первые годы пребывания в Задонском монастыре. Это было время, когда святитель несколько окреп здоровьем и когда кончилась борьба с беспокоившими его помыслами о том, какой образ жизни избрать, находясь на покое. Св. отец разделил свой труд на две книги, а каждую книгу на части и статьи. Согласно этому делению, книга первая имеет надписание “Приготовление к мудрости христианской” и делится на две части (“О грехах” — 1-я часть и “О добродетелях” — 2-я часть), каждая из которых делится соответственно на четыре и три статьи. Книга вторая — “Об истинном христианстве” разделяется на восемь статей. Статьи в обеих книгах делятся на главы (всего глав по этому делению — 102). Но когда святитель Тихон закончил свой труд, то пересмотрел прежний способ деления и разделил его на шесть томов, как и сообщали об этом в своем донесении Св. Синоду в 1782 году [541]. Теперь эти книги получили следующие наименования: 1) “О слове Божием и премудрости духовной”, 2) “О грехах”, 3) “О покаянии и плодах его”, 4) “О Евангелии, вере, крещении, Церкви и должности христианской к Богу”, 5) “О должности христианской к самому себе”, 6) “О должности христианской к ближнему” [542]. По словам священника Т. Попова, “у святителя одно деление сочинения, когда он смотрел на него, как на систему богословской дисциплины, а другое деление, когда он смотрел на него, как на произведение, “до пользы души надлежащее…”. Практическая цель, очевидно, взяла перевес у святого автора в конце его работы, и требования школы уступили свое место запросам жизни” [543]. Несмотря на то, что в сочинении с внешней стороны значительная дань отдается схоластической дробленности (изложение ведется по параграфам, параграфы цифрами делятся на пункты, пункты — на подпункты), нравственно-практическая сторона берет перевес над правилами схоластической науки. “Не о системе, а о назидательности своего творения заботился Сочинитель”, — говорит один из исследователей [544]. А по отзыву митрополита Евгения, “сочинение это можно сравнить со всеми наилучшими в христианстве нравственными книгами, а на российском языке оно есть первое и образцовое. Оно не есть только достаточная библиотека для всех, желающих заниматься здравым христианским нравоучением, но и для тех, кои хотят быть подлинными христианскими проповедниками евангельского учения” [545].

“Сокровище духовное, от мира собираемое” (т. IV). По мнению большинства исследователей, книга написана в 1777–1779 годах. Но скорее всего можно предположить, что в эти годы она была собрана святителем Тихоном из записей и воспоминаний, или же собиралась постепенно параллельно с другими литературными трудами, потому что это произведение состоит из 157 небольших самостоятельных статей, представляющих собой размышления о предметах св. веры по поводу слов, изречений, предметов или каких-либо действий и явлений. В жизнеописании говорилось, что богомыслие было основой внутреннего делания святителя Тихона. Богомыслием он занимался постоянно, и поэтому “Сокровище духовное” — это не формально составленные богословские статьи, а плод его молитвенных размышлений.

Сочинение начинается эпиграфом, который четко показывает цель и содержание творений: “Как купец, — пишет святитель Тихон, — от различных стран собирает различные товары и в дом свой привозит и скрывает их, так и христианину должно от мира сего собирать душеполезные мысли и слагать их в клетки сердца своего и теми душу свою созидать” [546]. Вот, например, подзаголовки некоторых из статей: “Солнце” (№ 2), “Отец и дети” (№ 3), “Свеча горящая” (№ 48), “Нигде я от тебя уйти не могу” (№ 55), “Зеркало” (№ 74), “ Зачем ты здесь?” (№ 83), “Малые дети” (№ 139) и т. д.

В пятом томе творений святителя Тихона находятся письма, краткие нравоучительные слова и “Наставление христианское”. Письма св. отца делятся на две группы: “Письма посланные” и “Письма келейные”. Следует отметить, что святитель сам их подготовил для опубликования и упоминает о них в своем донесении к Св. Синоду. “Письма посланные” — это ответы его духовным чадам, т. е. письма отправленные, а “Письма келейные” не предназначались какому-то определенному лицу, но это рассуждения, родившиеся у святителя Тихона во время богомыслия. Кроме того, “Письма посланные”, как и всякое эпистолярное наследие, представляют собой законченные послания, иногда многотемные, кроме случаев, когда несколько писем писалось к одному лицу и каждое последующее с целью продолжить предыдущее. А “Письма келейные” — это цельное сочинение, отдельный самостоятельный сборник. И хотя “выдержанной от начала до конца системы в расположении предметов рассуждений в общем плане сочинения не наблюдается, но между отдельными письмами существует видимая связь и в общем течении хода мыслей наблюдается заметная логическая последовательность. Одно письмо нередко по своему содержанию является продолжением другого, а несколько писем вместе составляют часто отдельную цельную группу” [547]. Например, письмо 31 начинается вопросом: “Какие суть знаки истинного познания Божия?” Ответив вкратце на этот вопрос, святитель Тихон в 32-м письме переходит к вопросу: “Как может человек в истинное богопознание прийти”. В 33-м письме святитель говорит: “Познание Божие зависит от познания божественных Его свойств”, и далее до 56-го письма он разбирает свойства Божий, прерывая иногда последовательный ход своих рассуждений отдельными письмами на нравоучительные темы, но тесно связанные с объяснением того свойства, о котором говорилось в предыдущем письме.