St. Tikhon of Zadonsk and His Teaching on Salvation

В состав “Писем келейных” вошло 123 письма. Каждое из них заканчивается призывом: “Спасайся”. В “Письмах” святитель Тихон рассуждает о догматических истинах, истинах нравоучения и евангельских повествованиях. В этих рассуждениях нет догматической сухости и отвлеченности, потому что для святителя христианские догматы — основа благочестивой жизни. Например, говоря о свойствах Божиих в 33-м письме, св. отец пишет: “…Я их по разуму, мне данному, предложу. Ты рассуждай, внимай и поучайся в них и от того поучения созидай душу в познании Его и почитании. Чем бо более будем познавать и размышлять свойства Его, тем более будем исправлять себя в истинном благочестии, при помощи Его Самого” [548].

В состав “Писем посланных” вошло 46 писем. Написаны они к разным лицам по самым различным вопросам и поводам, но большинство из них содержит нравоучительные наставления. Например, основными поводами для ответа были следующие: смущение некоторых из его духовных чад от помыслов, которые иногда приводили и в отчаяние (письма № 23 и 27), утешение в печали (№ 28), увещание иноку, желающему из-за нерасположения окружающих перейти в другой монастырь (№ 29), недоумение и скорбь, что в одном городе некоторые устраивают балы и пиршества, в то время как в окружающей местности свирепствует моровая язва (№ 43) и т. д. Во всех письмах святитель Тихон старается назидать своих читателей. И даже в тех случаях, когда святитель обращается к кому-либо с просьбой и поручением, он не упускает возможности, чтобы высказать что-либо на пользу души.

“Наставление христианское” (т. V). Это одно из самых известных и самых распространенных сочинений святителя Тихона.

В примечании к данному сочинению в V томе творений святителя Тихона сказано, что “в одной только Московской (не считая Санкт-Петербургской) Синодальной типографии, как видно из официальных ее дел с 1789 по 1870 г., книжка эта перепечатана была 42 раза… (до 119 тыс. экземпляров). Кроме того, книжка многократно печаталась в типографиях: Петербургской Синодальной, Киево-Печерской, Московской университетской, губернской и в разных частных типографиях” [549]. В своих изданиях Св. Синод дополнил это сочинение другими местами из творений святителя Тихона (например, сюда вошли “Краткие нравоучительные слова”, “Слово о христианском воспитании детей”) и издавалось оно под названием “Наставление о собственных всякого христианина должностях” [550].

После тщательного исследования отдельных частей этого памятника можно сделать вывод, что первоначально святитель написал 44 пункта этого наставления (всего в “Наставлении” 51 пункт) и предназначалось оно для семьи Ростовцевых. Но позже святитель Тихон решил сделать это наставление общим для всех христиан и дополнил еще семь пунктов. Впоследствии св. отец сделал прибавление к “Наставлению”, которое называлось “О взаимной должности христианской”. Прибавление состоит из десяти пунктов, каждый из которых имеет свой подзаголовок, например: “О должности пастырей и подчиненных им людей” (№ 53), “Об оскорбляющих и оскорбляемых” (№ 61). Но эти пункты гораздо шире пунктов “Наставления”, так что по объему “Прибавление” вдвое превышает само “Наставление”. “Прибавление” ясно показывает, что святитель Тихон желал сделать “Наставление христианское” самостоятельным произведением, полезным для всех христиан. Это положение становится понятным, если учесть, что первая часть предназначалась для частных лиц, а в “Прибавлении” есть такие пункты, как “О должности пастырей”, “О должности жен”, которые никакого отношения к Ростовцевым не имеют.

О содержании данного сочинения свидетельствует уже само название “Наставление христианское”. После краткого вступления, в котором проводится мысль, что без страха Божия невозможно жить, святитель наставляет во всех случаях, обстоятельствах и отношениях поступать так, как прилично христианину и как учит слово Божие. Свои наставления святитель Тихон предваряет призывом: “Внимай убо и тщись исполнять тако” [551]. В первой части сочинения говорится о частных обязанностях христианина в различных положениях и в отдельных случаях (например: “какое дело ни начинаешь, рассуждай, согласно ли оно совести и закону Божию” (№ 15), или “ежели нужду имеешь изыти и к людям пойти” — № 31) и т. д. Во вторую часть входит объяснение обязанностей общих (“Памятование обетов крещения” — № 45, “О рассуждении Христовых страданий” — № 46, “О необходимости благодати и помощи Божией” — № 50). Ив третьей части сочинения раскрываются обязанности христиан, занимающих определенное положение в обществе (начальников, пастырей, супругов, родителей и детей, больных, убогих, продающих и т. д.). В заключении “Наставления”, которое состоит из десяти небольших подпунктов, святитель Тихон говорит, что все христиане находятся в тесной связи между собой и нарушение взаимных обязанностей есть грех против ближнего, а следовательно, и против Бога [552]. И в конце дается подборка текстов Священного Писания, которые побуждают человека быть христианином не только по имени, но и по жизни [553].

“Краткие нравоучительные слова” (т. V). Всего “слов” в этом сочинении 27. Ввиду краткости заглавий можно перечислить их полностью и тем самым дать представление об их содержании: 1) “О испытании самого себя”, 2) “О святом крещении”, 3) “О усыновлении нашем Богу”, 4) “О отрицаниях и обетах наших, бывших при крещении”, 5) “О обновлении нашем, бывшем на святом крещении”, 6) “О брани между плотию и духом, в христианине находящейся”, 7) “О бедствии христианина, по святом крещении беззаконнующего”, 8) “О покаянии”, 9) “О воплощении Сына Божия”, 10) “О смерти”, 11) “О страшном суде Христовом”, 12) О томжде, 13) “О вечности”, 14) “О первейшем христианском деле”, 15) “О христианском воспитании детей”, 16) “О совести”, 17) “О Евангелии”, 18) “О чести и благородии истинных христиан”, 19) “О грехе”, 20) “О подвиге против греха”, 21) “О угрожениях Божиих”, 22) “О гордости”, 23) “О злобе”, 24) “О любви”, 25) “О любви к Богу”, 26) “О любви к ближнему”, 27) “О двоих плодах любви к ближнему”. В некоторых изданиях (1875, 1889 и 1898) есть 28-е слово “О муке вечной и о животе вечном”. Но позже оказалось, что это и есть отдельная статья из сочинения “О истинном христианстве”. В других изданиях (1825, 1836 и 1860) в состав кратких нравоучительных слов были внесены два слова из Воронежского периода. Впоследствии они вошли в состав проповедей, произнесенных с кафедры.

Сам святитель озаглавил эти краткие “слова” как нравоучительные, т. е. он составлял их с целью воспитания слушателей в вопросах веры и нравственности. По объяснению митрополита Евгения, святитель писал краткие нравоучительные слова как для братии монастыря, так и для собиравшегося в церковь народа. А затем он просил, чтобы эти поучения были прочитаны в праздничные дни в монастырской церкви [554]. Священник Т. Попов не соглашается с этим мнением и предполагает, хотя об этом не говорит прямо, что “Краткие нравоучительные слова” это цельное произведение, т. к. “между отдельными словами заметна некоторая внутренняя связь, а иногда видно даже и внешнее единство” [555]. Но автор данного сочинения с мнением Тихона Попова не согласен, так как в церковной практике можно привести много примеров, когда проповедник произносит ряд “Слов”, тесно связанных между собой по теме.

Таким образом, во всех своих сочинениях святитель Тихон Задонский имел в виду нравственное воспитание верующего народа. “Он хотел, — говорит проф. П.С. Казанский, — быть не ученым толкователем истин веры христианской, а простым проповедником Евангелия для простых душ христианских, ищущих спасения. В творениях его мало можно встретить таких богословских догматических рассуждений, в которых бы истины веры излагались в систематическом порядке. Он не обращается к ученым доказательствам веры Христовой. Имея целью не человекоугодие и не услаждение читающих, а единственно пользу и спасение, назидание, а не показание своей мудрости, он говорил только о том, что необходимо и полезно знать христианину” [556]. Весь смысл и значимость литературного творчества святитель выразил в следующих словах: “Познается христианин не от того, что красно и богоугодно живет; не от внешнего любомудрия, но от евангельской и христианской философии обучения.

Многие красно говорят и пишут, но грубо живут. Многие изрядно в естественных речах философствуют, но христианского и алфавита не знают. Истинный мудрец есть, кто миру юрод и Христу мудр. Подлинно несмыслен и безумен, кто хотя и все знает, но Бога и Христа Сына Божия не знает. Учись убо, христианине, христианской евангельской философии и будеши истинно мудр” [557].

Задонский подвижник знал природу человека не по отвлеченным рассуждениям, не по нескольким учебникам и философским исследованиям, но через изучение своего внутреннего человека, через внимательное наблюдение над самим собой и другими, а также через созерцание окружающей его природы. Вот почему мысль и слово святителя всегда были глубокими и назидательными. Он на протяжении всей своей жизни старался осуществить в своей душе тот идеал нравственного совершенства, который предписан в святом Евангелии. Поэтому, будучи сам строгим исполнителем всех христианских законов, он в то же время призывал к этому и всех тех, кто обращался к нему за советом, указывая им правильный путь, ведущий ко спасению.

Следовательно, особенностью живого слова святителя Тихона является стремление действовать на ум и сердце христианина не силой отвлеченного рассуждения, но внутренней силой христианского учения, которое как истина живая и всеобъемлющая, удовлетворяя всем существенным потребностям человеческой души, само свидетельствует о своем Божественном достоинстве и невольно покоряет ум и сердце человека. “В этом отношении у него много сходства с простотой писаний мужей Апостольских” [558].

И в этом видна особая благодатность творений святителя Тихона, т. е. его сочинения носят на себе печать того благодатного, богопросвещенного состояния, которое называется помазанием. Они отражают в себе веяние Духа Святого, живущего в его душе, отражают его духоносный ум и сердце и пламенеющую в сердце любовь Христову. “Все эти свойства ставят святителя Тихона Задонского в ряду высоких св. отцов и учителей Церкви и дают ему право быть всегда современным христианским писателем”[559].

С другой стороны, сочинения святителя были сразу приняты людьми с любовью, и благодаря этим высоким свойствам внимание к ним не ослабевает и по настоящее время. По словам архимандрита Евлогия, они “всегда кажутся новыми, интересными и близки сердцу каждого христианина, как близки и всегда новы те вечные, неизменные, живые истины, о которых они проповедуют”[560].