Tом IV. Семейная жизнь
— Геронда, а молясь о своем собственном здравии, мы поступаем правильно?
— Лучше будет, если мы станем просить Бога об освобождении от наших страстей. То есть сперва будем искать и просить Царствия Божия. Прося Бога исцелить нас от болезни, мы растрачиваем наше небесное достояние. Однако если мы не выдерживаем тех страданий, которые приносит болезнь, то будем просить Бога нас исцелить, и Он поступит в соответствии [с тем, что нам полезнее].
— Геронда, помогут ли больному наши молитвы, если сам он просит у Бога чего-то другого?
— Если больной просит у Бога, чтобы выздоровел только он сам, не молясь о том, чтобы получили исцеление и другие больные, то он поступает неправильно. Вот ты, сестра, когда была в миру, трудилась в больнице. Что ты делала, когда больной не мог творить Иисусову молитву?
— Я творила её сама, Геронда.
— Ты, конечно, поступала хорошо, но и сам больной тоже должен был молиться.
— Он тоже молился. Он говорил: "Пресвятая Богородица, Владычица моя, спаси меня". Но, Геронда, разве терпение боли — это не молитва?
— Вот молодец! Да, конечно, это тоже молитва! Если человек просит вас помолиться о нём, потому что в такой-то день у него назначена операция, то вы начинайте молиться сразу, как он вас об этом просит. Не ждите того дня и часа, когда его повезут в операционную, чтобы в это время начать молиться. И на службах, когда священник произносит: "О в не́мощех лежа́щих", с болью пойте "Господи, помилуй". Если вы набираете побольше воздуха и под камертон начинаете гудеть "у-у-у", чтобы пропеть "Господи, помилуй" помузыкальней, то ваш ум тоже будет витать в этом "у-у-у..." и в разной чепухе, тогда как несчастные больные, страдающие и мучающиеся, будут ждать от вас немного помощи! Ведь больные страдают от боли. Ты боли не имеешь. Так молись же за них, чтобы они получили помощь. Если ты не вздыхаешь от боли и не стонешь, катаясь по больничной койке, то воздохни, по крайней мере, в молитве о больных. Если здоровые не будут хоть немного молиться о больных, то очень скоро Христос скажет им: "Вы были здоровы и не молились за тех, кто страдал? "Не ве́м ва́с..."[119]".
Если мы не молимся за больного, то болезнь будет развиваться естественно. Тогда как, если мы за него молимся, она может изменить свой естественный ход. Поэтому всегда молитесь за больных.
Глава третья. О том, что телесное увечье — это благословение Божие
Правильное отношение к телесному увечью
— Геронда, может ли увечье привести человека к комплексу неполноценности?
— Ах, какие же это глупости!
— Однако, Геронда, с инвалидами иногда происходит именно это.