«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Когда Фруктуоз с диаконами приведен был в амфитеатр, то весь народ выказывал ему сострадание, потому что даже и у язычников пользовался он любовью. Но когда некоторые предложили ему вина для подкрепления, то Фруктуоз сказал: «еще не наступило время разрешать пост». Тогда был четвертый час дня, а древние христиане в среду и пяток постились до девятого часа. Утешив сопровождавших и преподав им благословение, блаженный епископ с Диаконами бестрепетно принял мученическую смерть (259 года).

Преп. ПЕЛАГИИ Тирской,

Память 3 августа.

Дети мои! Это пишу я вам, чтобы вы не согрешали: а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего Мира» (1 послание Иоанна II, 1 - 2).

«Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных. Близок Господь ко всем призывающим Его. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль слышит и спасает их»... (Псал. CXLIV).

Исполнение этих утешительных слов не следует ли каждый раз вслед за тем, что сокрушенная раскаянием душа воззовет к Богу с верою теплою и несомненною в Его всемогущую помощь?..

Так было и в жизни воспоминаемой сегодня святой Пелагии Тирской.

Погрязшая в нечистую жизнь, Пелагия, однажды, при виде одного отшельника, проходившего по городу, пораженная, может быть, невольным благоговением, которое внушала его наружность, такая противоположная всем тем, которых она привыкла видеть вокруг себя, - внезапно сознала все недостоинство своей собственной жизни...

И вот, в порыве стыда и благодатной тоски, она остановила отшельника криком, вырвавшимся из глубины ее смущенной души: - «Отец мой! спаси меня, как Иисус Христос спас блудницу!»

Отшельник, со свойственною святому человеку простотою, взял за руку эту женщину и пошел с нею в монастырь, находящийся за городом.

Не бесплоден был порыв раскаяния Пелагии. Благодать Божия изобильно отозвалась на него и очистила ее душу, и дала ей силу отречься от Мира, к которому она была привязана грешною любовью. Подвигами сурового иночества искупила она свою прежнюю распущенную жизнь, и не только сама обрела путь спасения, но примером своим подействовала на обращение к Богу и многих других.

Святая Пелагия преставилась в 502 году.

Святых семи отроков Ефесских: МАКСИМИЛИАНА, ЕКСАКУСТОДИАНА (он же - Константин), ИАМВЕЛИХА, МАРТИНИАНА, ДИОНИСИЯ, АНТОНИНА и ИОАННА,

Память 4 августа.

Все они были дети знаменитых граждан города Ефеса, воины, юноши, жившие во время гонения на христиан от императора Декия. Это было ужасное гонение. Христиан брали и разыскивали везде для того, чтобы принуждать их участвовать в идольских жертвоприношениях; некоторые из них, устрашась мук, покорялись, но твердые в вере неустрашимо исповедывали ее и не отступали ни перед страданиями, ни перед мучительною смертью. Тела их бросались при дорогах или вешались на городских стенах. Многие христиане скрывались за городом, в пещерах. Между ними были и воспоминаемые сегодня Церковью семь отроков, которые, скрываясь от гонения, ушли из города и поселились в пещере горы Охлон для приготовления себя к подвигам за веру постом и молитвою. Декий, узнав об этом, велел завалить камнями вход в пещеру, причем двое из придворных, тайно исповедывавших веру Христову, Феодор и Руфим, среди камней положили оловянные дощечки, написав на них имена погребенных заживо в пещере семи отроков. Между тем, по неисповедимым определениям Своим Бог, послав им сон смертный, сохранил их нетленными и неизменными для чудного пробуждения их во славу Его и в свидетельство истины слова Его - через два столетия после того...

Чудное пробуждение отроков, уснувших во время гонения Декиева (около 250 года), совершилось в царствование Феодосия Младшего (408 - 450 г.), - когда восстали еретики, отвергавшие воскресение мертвых, несмотря на возвещенное в Евангелии, что «мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут». В это время нового смущения в Церкви и проявилось наглядное свидетельство истины возвещенного Христом воскресения мертвых.

Владелец селения на горе Охлон, где была заваленная пещера, в которой упокоились семь отроков двести лет тому назад, вздумал сделать ограду для своих овец; рабы его, строя ограду, брали те камни, которыми загромождена была когда-то пещера, о существовании которой они не подозревали. Выкапывая камни из горы, они случайно сделали отверстие во внутренность пещеры. В это время отроки ожили, не зная того, что они пробудились не от простого, но от смертного сна...

Когда один из них на рассвете дня пошел купить пищу в городе, то старинная монета, поданная им купцу, послужила поводом к обнаружению необычайного происшествия. Разговор с отроком, думавшим, что еще продолжается гонение от Декия, окончательно обратил на него общее внимание, и когда слух о нем дошел до епископа, то, расспросив отрока, он уразумел во всем этом тайну Божию и, услышав от него о других отроках, оставшихся в пещере, пожелал видеть их и отправился туда с наместником в сопровождении множества народа. При входе в пещеру епископ, рассматривая внимательно ее обстановку, нашел среди камней медный запечатанный ящик и, раскрыв его в присутствии всех, увидел там две оловянные дощечки, положенные Феодором и Руфимом, которые разъяснили всем загадочные слова воскресшего отрока. Все были поражены и прославляли Бога, дивного в чудесах Своих...

Император Феодосий был немедленно уведомлен об этом событии: - «Повели прислать честных мужей видеть чудо, которое Господь совершил в твое царствование, - писали Феодосию Младшему епископ и наместник, - потому что в наши дни проявился образ будущего воскресения из мертвых»...

Но царь прибыл сам в Ефес со множеством сопровождавших его верующих и «поклонился святым отрокам, которые, после довольной беседы с ним, уснули вечным сном в присутствии царя до всеобщего воскресения». Феодосий велел сделать семь серебряных ковчегов и положить в них тела отроков, но они явились ему в ту же ночь в сонном видении и просили его оставить их почивать в пещере, как они почивали прежде.

Поразительность этого события и потом собор в Ефесе в 431 году были причиною того, что известие о нем быстро распространилось по всему христианскому Миру. Достоверность же события подтверждается сильными доказательствами со стороны многих уважаемых писателей и свидетелей. Писатель св. Иоанн Колов (пам. его 9-го ноября), современник этого события, говорит о нем в жизни Паисия Великого 19 июня. Православный епископ Саругенский Иаков из Месопотамии из начала VI века, Сирский писатель, оставил описание этого события; перевод его известен был Григорию Турскому в том же веке. Марониты Сирийцы, в VII веке отделившиеся от Православной Церкви, чтут в своей службе святых отроков. Они находятся в Ефиопском календаре и древних Римских мартирологах. История их была известна самому Магомету и многим Арабским писателям. Григорий Турский говорит, что сии мужи даже до сего дня в том самом месте почивают, одетые в шелковые и тонкие полотняные одежды. Западные писатели VIII и XI веков говорят также о мощах их в пещере.