«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Хотя и существуют некоторые разногласия касательно года обретения святых иноков и имени епископа, при котором они восстали, но все писавшие об этом событии сходятся в том, что относят его к царствовании Феодосия Младшего.
Пещера отроков доныне показывается близ Ефеса в ребрах горы Приона. Судьба мощей их неизвестна с XII века, в начале которого игумен Даниил видел их еще в пещере.
Св. священномученика равноапостольного КОСМЫ.
Воистину Божий человек, учитель и проповедник, Косма был родом из Этолии, из селения - Великое Древо. Родители его - благородного происхождения почтенные люди дали ему хорошее научное и настоящее христианское воспитание, так что с молодых лет он был уже способен и склонен к высокому подвижничеству. Он начал его в Филофеевской обители на Афоне, где был пострижен в иночество и скоро за свою святую жизнь по общему желанию и убедительным просьбам отцев был рукоположен в иеромонаха.
Когда Косма жил еще в мире, у него было постоянно сильное желание послужить своим знанием на пользу братий - христиан: - «Какую великую нужду в Божием слове имеют мои братья-христиане! - часто говаривал он, - и люди образованные должны стремиться в особенности учить простой народ, живущий в грубости и в великом невежестве, не руководствуясь корыстными расчетами, сопряженными с трудами при Дворе или в богатых домах». Однако же по своей скромности и смирении Косма не решался вступать на поприще учительства, не считая еще себя достаточно приготовленным к этому высочайшему и ответственному званию.
Между тем призвание к учительству определялось в нем все более и более и однажды, когда он, размышляя о своей любимой мысли, читал Свящ. Писание, как бы ища в нем ответа на свое недоумение, то, встретив слова Апостола: - «Никто не ищи своего, но всякий - пользы другого»... (1 Кор. X, 24), Косма принял их за вразумление свыше и решился испытать свое заветное желание.
Испросив на это позволение у своих духовных отцев, он отправился в Константинополь и, получив здесь письменное дозволение и благословение патриарха, Косма стал ревностно проповедывать Евангелие по городам и селам. И благотворна была его проповедь при содействии Божией благодати; дышавшее кротостью и удивительною простотою слово его трогало и умиляло даже ожесточенные сердца и возбуждало людей к покаянию и исправлению. Поэтому все стали говорить, что явился в народе новый Апостол.
По наставлению Космы и в больших и малых селениях учреждались училища, в которых дети поучались даром Свящ. Писанию, что много способствовало к развитию благочестия в народе. Особенно успешна была просветительная деятельность Космы на острове Кефалонии. Вообще, повсюду проповедь его сопровождалась многими знамениями и чудесами.
В поучениях своих Косма не раз высказывал, что он призван проповедывать Самим Иисусом Христом и что из любви к Нему он готов пролить кровь свою. Эти слова оказались пророческими. По проискам Евреев, не терпевших христианского проповедника, Турки тайным образом коварно удавили Косму в бытность его в Албании.
С радостью, благодарением и горячею молитвою принес Богу в жертву жизнь свою верный последователь и проповедник учения Его, и таким образом исполнилось его заветнейшее земное желание...
Св. Косма пострадал 4-го августа 1779 года.
Святого мученика ЕЛЕВФЕРИЯ.
Уроженец Малой Азии и кубикуларий (постельничий - придворный чин) импер. Максимина. Взявши отпуск в свое имение близ Никомидии, принял св. крещение и устроил церковь в нижней части дома своего. Один из слуг Елевферия открыл это императору при посещении имения, и поелику святой не хотел принести жертвы богам, то был тут же обезглавлен (около 310 года). Мощи его из Константинополя перенесены в южноиталийский город Теаме в 1303 году.
Преставление святого ФЕОКТИСТА, епископа Черниговского.