«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Блаженный Феоктист до поступления на кафедру Черниговскую подвизался в обители преп. Антония и Феодосия. Он столько успел здесь в жизни духовной, что, по известию Поликарпа, был в числе тех великих старцев, которых молитвою исцелен был прельщенный Никита. В 1103 г., по кончине игумена Иоанна, он был избран и посвящен в игумена лавры. В 1108 г. построена им в лавре на иждивение князя Глеба каменная трапезница. В том же году упросил он в. князя Святополка просить м. Никифора, дабы имя преп. Феодосия внесено было в синодики святых всей России, и преп. Феодосий внесен в число святых. При нем в Печерской лавре видимо было особенное явление в воздушных пространствах, которое поразило современников, к их пользе душевной. Люди, считающие себя умными, смотрят на все легко, пропускают все мимо глаз; но умнее ли они тех, которые назидаются такими явлениями во спасение души своей? В январе 1113 г. преп. игумен Феоктист был посвящен в епископа Черниговского; в Чернигове все были рады тому, потому что предшественник Феоктиста Иоанн долго лежал больной, почему давно не видели архипастырского служения; особенно же радовалась княгиня, так как он ей был духовным отцем. В мае 1115 г. святитель был при перенесении мощей св. князей Бориса и Глеба в новый каменный храм, построенный Черниговским кн. Олегом. - В том же году погребал он сего князя в Черниговском Спасском соборе, а в следующем году княжну инокиню Предславу, сестру Черниговского князя Давида. - Князь Давид, кроткий, добрый, благочестивый, служил утешением для добродетельного пастыря. Лишившись (1120 г.) сына Ростислава, благочестивый князь и по любви к сыну и по благоговении к св. князьям Борису и Глебу, из которых последний был соименным ему по крещении, построил близ собора каменный храм в честь св. князей Бориса и Глеба. Блаженный святитель с радостью освятил его. Близкий ко времени кн. Давида проповедник Черниговский говорил: «представлю вам пример не из чужой земли. Давид Святославич ни с кем не заводил вражды. Пусть иной поднимал войну: он останавливал эту войну покорностью; он княжил в великом княжестве, потому что был старший из братьев. Если кто допускал несправедливость в отношении к нему, он все переносил на себе. Целовал ли кому крест? Не изменял слову во всю жизнь. Пусть другой не выполнял слова пред ним: он выполнял свое, - никого не обижал, никому не делал зла. Братья, видя его таким, слушались его, как отца, а повиновались ему, как государю. Мирно было княжение его... Не скажет ли кто-нибудь, что не имел он жены? Нет, он имел детей. Николай Святоша был сын его и еще было двое других. Или не скажет ли кто, что не имел он дома и потому мог выполнять заповедь Господню? Случалось же мне не раз слышать, некоторые невежды говорят: не можем спастись с женою и детьми. Вот князь имел не один дом, а много. Князь всей Черниговской земли исполнил заповедь Божию, в течение всей жизни ни с кем не имел ссоры... Стыдитесь же, враждуя с братьями и единокровными». В новом храме кн. Давид готовил себе усыпальницу: так помнил он о смерти! Августа 1 он лежал на смертном одре. Любивший его святитель, заметив близость его к смерти, велел петь канон кресту Господню, хранителю от духов злобы. - В это самое время влетел белый голубь и сел на грудь умирающего; князь скончался и голубь отлетел. - Почившего князя отпели в Спасском соборе и положили в новом Борисоглебском храме. Любившие друг друга князь и святитель недолго были в разлуке: 9 августа почил и блаженный епископ Феоктист. - По ркп. святцам и в каноне Киевским святым он поставлен в числе святых Киевской лавры, а в одном списке святцев прямо сказано: «положен бысть в Печерском монастыре». - Итак блаж. Феоктист на месте иноческих подвигов своих ожидает дня воскресения общего.

Святого НАРКИСА, епископа Иерусалимского,

Память 7 августа.

Научен вере мужами Апостольскими и занимал Иерусалимский престол после Долихиана; в 197 году был участником Палестинского собора (в Кесарии) по вопросу о праздновании Пасхи, возбужденному Виктором, папою Римским. Три человека, из ненависти к нему, оклеветали его в нарушении целомудрия и в подтверждение своей клеветы призывали на главу свою разные казни от Бога, если донос несправедлив. Потому Наркис скрылся в неизвестности; но при третьем по нем преемнике (через десять лет) клевета обнаружилась самими клеветниками, пораженными теми самыми казнями, на которые обрекали себя, и Наркис явился в Иерусалим.

По смерти епископа Гордия (211 года), христиане убедили его вновь занять престол; а как он по преклонной старости (имея 116 лет) не мог исправлять свое служение, то в сотрудники ему был избран некий епископ Александр, прибывший на Богомолье в Иерусалим. Наркис скончался в 213 году.

Преподобного ПИМЕНА, постника Печерского.

Воздержание преп. Пимена доходило до такой степени, что он вкушал пищу только раз в день и то в самом небольшом количестве и это пощение внешнее было лишь соответственным выражением подвига внутреннего воздержания от неугодных Богу поступков, мыслей и чувств.

Преп. Пимен был игуменом Печерским с 1132 по 1141 год. Мощи его покоятся в Феодосиевых пещерах в Киеве.

Святого преподобномученика ДОМЕТИЯ Перса и двух учеников его и преп. НУРВЕЛА архимандрита.

Дометий принял крещение и иночество в Нисивии в Месопотамии; потом, заметив недоброжелательство к нему иноков, во избежание поводов к нему, удалился в Феодосиополь или Ризину на восточном берегу Евфрата; здесь, в монастыре Сергия и Вакха был поставлен диаконом; но когда игумен Нурвел хотел поставить его пресвитером, то он удалился в горы за р. Евфрат - в пределы Кирра - в Сирии и подвизался в пещере. Здесь прославился он святою жизнью и чудесами, которыми обратил ко Христу множество окрестных идолопоклонников.

Существует сведение, что Иулиан, отправляясь на войну с Персами и проходя через Киррестику, увидел перед пещерою множество народа, ожидающего исцелений от св. Дометия, и велел закласть его в пещере, в которой подвижник и скончался с двумя своими учениками - в 363 г. В продолжение двух лет после того мощи преподобномучеников лежали в пещере, заваленные камнями. В это время у одного путешествующего купца верблюд сломал около этого места передние ноги, но, попав ногою в пещеру, был исцелен. По этому случаю припомнили о месте кончины святых и с честью изнесли из пещеры их мощи.

В Константинополе существовал во имя преп. Дометия монастырь при патриархе Мине.

О св. Нурвеле, архимандрите монастыря Сергия и Вакха, известно, что он был таким строгим подвижником, что в продолжение 60-ти лет не вкушал никакой вареной пищи, спал мало и то - стоя и опираясь на посох.

Преподобного ОРА.