«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Когда пресвитер Север, содержавшейся в темнице, узнал о мученической кончине Филиппа и Гермеса, то радовался торжеству их и молил Бога быть удостоенным той же чести. Молитва его была услышана: спустя три дня и ему дарован тот же венец.

Менолог прибавляет, что вместе с Севером замучены еще до 30 мучеников.

Повеление императорское предавать книги христиан огню показывает, что мученики страдали при Диоклетиане в 304 году.

Кто были они? Греки ли, или Римляне? Ни то, ни другое. - а) Древний географ писал: по Эбру (у Славян река Марица) живут Карпляне (Karphloi, Кarpianoi), еще выше Враны (Brenai), потом последние Бессы (Bessoi, Biessoi)… Все эти племена - хищнические, особенно же Бессы, соседи, как говорят, с Одричами (OdrusaiV) и Сапунами... Вся Фракия составлена из 22 племен. По другому известию, Карпяне и соседние с ними Сапуны живут в ущельях Фракии. Одричи явно Славяне, - как и Сапуны (Sapaisi); точно таковы же Враны, оставившие свое имя Варне, и частью перешедшие за Дунай. Карпяне в 305 г. насильно переселены были под Карпаты, но иные остались на юге. И другие фракийские племена, упоминаемые у древних, оказываются также Славянами. По известию Страбона, «Геты - говорят тем же Фракийским языком, который во всеобщем употреблении во Фракии». Поелику же несомненно известно, что Геты - жители малой Скифии, говорили Славянским языком: то ясно, что язык Фракийский - язык Славянский.

б) По описанию мученичества св. Филиппа и друзей его родной язык жителей Одрина - не Латинский и не Греческий. В том же описании христианин Белый - ясное Славянское имя. Мукапор - непонятное название поротеля - мучителя. Гети-стирон - в первой половине гет - Славянин, а стирон исковерканное стеров - стерво.

в) По записке о мученичестве Римского христианина св. Александра, на пути его из Рима в Друзипору в 298 г. во Фракии, после Филиппополя - Пловдива Полчищное место и потом Верея, где большая часть жителей христиане, но хранят веру свою втайне, - Верейцы проводили мученика за 40 поприщ от Вереи.

По всем этим показаниям, священномученики Филипп, Север и Гермес, - как Фракиане, были из Славян и проповедывали св. веру Славянам. И при благоверном Константине в Одрине был уже епископ.

+ Память о преподобном АВРАМИИ Печерском,

Память 21 августа.

На старинной иконе Печерских чудотворцев Антониевой пещеры преп. Аврамий назван игуменом; точно с тем же саном известен он в ркп. святцах. Если так, то он в 1396 г. похоронил подле гроба Феодосиева кн. Скиригайла - Иоанна, убиенного слугами в Вышгороде. У Кальнофойского преп. Аврамий трудолюбивый почивает в пещерной трапезе. Это дает право положить, что препод. Аврамий последнее время жизни своей подвизался в пещере и здесь после молитвы трудился над приготовлением всего нужного для пещерной братии, чем и заслужил название трудолюбивого.

+ Воспоминание о преподобных КОРНИЛИИ и АВРААМИИ Палеостровских.

Дикое изуверство раскольников два раза предавало истреблению Палеостровский монастырь; почему затруднялись определить даже время, когда подвизался основатель северной пустынной обители. При ближайшем знакомстве с памятниками отдаленного прошлого оказывается, что хотя нет средств определить, в каком году прибыл преп. Корнилий на Палий остров; но можно определить время подвигов его. В писцовой книге 1482 г. видим «пустынку Пречистой на Палее острове». В межевой записи Юрьева монастыря 1391 г. читаем: «пойдет межа водою Муромского и Палеостровского монастыря». - К концу XIV века относится и первая разводная грамота самой Палеостровской пустыни. Принимая еще во внимание то, что до преп. Лазаря, как говорит завещание его, не было на Онежском озере ни монастырей, ни церквей, приходим к убеждению, что подвиги основателя Палеостровской пустыни относились к концу XIV и к началу XV века. Так как Палеостровская пустынь только в конце XV века освободилась от подчинения Новгородскому Вяжицкому монастырю, быв дотоле в его ведении, то это дает право положить, что преп. Корнилий, родом Псковитянин, полагал начало иноческому житию в Вяжицкой обители и отселе любовью к уединению увлечен был на Палий остров. - Любовь его к этому острову была не напрасна. Трудно найти уединение более полное и более красивое, как Палий остров. Остров - невелик; доступ к нему возможен только в одном месте. С вершины отвесной скалы его открывается панорама всего Онежского озера, во всей дикой красоте. Изредка только виднеется рыбачья лодка, еще реже барка с лесом из Повенца. Только в начали весны караван Соловецких Богомольцев заходит к мощам преподобного Корнилия; затем круглый год не бывает в пустыни ни Богомольцев, ни посетителей, - так ныне. Что же было тут в конце XIV века? И на этом-то острове жиль преп. Корнилий, как Божия птица, для подвигов поста и молитвы. Благочестивая жизнь его, не взирая на глухое и дикое уединение острова, привлекла к нему ревнителей отшельнической жизни. Преподобный построил храм Рождества Пречистой и другой, теплый, с трапезою, в честь пр. Илии. Любитель пустынной жизни устроил общежитие, по духу любви Апостольской, и храмом прор. Илии указывал пустынникам на великого пустынника и постника, питавшегося надеждою на Господа. Онежская сторона поныне бедна хлебом, - такова почва ее. Зато Палий остров мог питать пустынников своих рыбою: близкие заливы берегов твердой земли известны особым родом рыбы, сообщившим острову свое имя: палий - рыба, род форели. Сам преподобный и тогда, как занимался строением обители, часто удалялся для уединенной молитвы в пещеру, за полверсты от обители. В последнее же время своей жизни он пребывал в ней постоянно, посвящая время молитве и подвигам поста. Тяжелые вериги, бывшие на теле его, служат памятником сурового подвижничества его. Он почил в пещере - около 1420 г. и мощи его перенесены в храм обители учеником его Аврамием. Аврамий также проводил подвижническую жизнь; о нем в ркп. святцах сказано: «преп. Аврамий, игумен Рождества Богородицы Палеостровский, на Онеге, Новгородский чудотворец». - ныне мощи преп. Корнилия и Аврамия покоятся под спудом в храме обители их.

+ Преподобной ФЕОКЛЕТЫ.

Отчизна и род праведницы были в провинции оптиматов, где были города: Никомидия, Еленополь, Пренет, Парфенополь. Родители ее были Константин и Анастасия, христиане искренние; с нежного возраста дочь воспитана была ими в благочестии. Сочетавшись с супругом 3ахариею, она уговорила его жить с нею, как с сестрою. Так она никогда не знала удовольствий брачного ложа и осталась девственницею. Люди Периклова века были образованы, очень образованы в искусствах и в философии, а гнусная гетера отнимала супруга у супруги и заражала болезнями дорогую юность. Только вера Христова не только защищает супружескую верность, но и обращает супругов в девственников чистых. Феоклета усердно занималась чтением душеполезных сочинений и особенно священных наставлений о жизни, приличной женам. Она твердо заучила желание Апостола, предъявленное женам. Желаю, писал он, чтобы жены в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1 Тимоф. II, 9, 10). Деньги, истрачиваемые другими на наряды, она назначала для лучшего употребления. Средства свои, труды, силы посвящала она преимущественно на пользу ближних: всякий день, так или иначе, помогала она бедным. Родина ее доставляла ей много случаев к тому. Провинция оптиматов (вельможей) называлась так в насмешку. Это была страна самая бедная; жители ее, говорит император Константин, - денщики офицеров и высших придворных чиновников; они же погонщики при походах войска; при бедности они грубы. В такой-то стране совершала подвиги милосердия св. Феоклета. «Стыдись, говорил Квинтилиан, склоняться пред бедным, а скорее отвращайся от него с презрением». Плавт писал: «для чего ты даешь подаяние бедному? Твоя помощь только удлиняет страдания его. Он беден? Ну, пусть и пропадает с голоду». Вот как рассуждала философия языческая! Она то от гордости не уделяла бедняку и ласкового взгляда, то при недостатке самоотверженной любви отчаивалась в возможности успешно лечить раны бедного. Как неизмеримо высока пред тем любовь христианская! Оптиматы с их разнородными нуждами находят в ней неисчерпаемый родник утешений! Что нужно для того, чтобы подвиг сострадательной любви был вполне христианским, вполне угодным Господу и потому сильным благодатно? Нужно, чтобы совершался он в духе смирения, без поисков за славою человеческою и без самоуслаждения самолюбивого (Матф. VI, 2); нужно, чтобы совершался он веселою душою, с радостью (2 Коринф. Х, 7; Римлян. XII, 8; Марк. XII, 42); нужно, чтобы не ослабляли его ни неблагодарность человеческая, подчас и грубая, ни собственное желание покоя (Галат. VI, 9; 2 Солунян. III, 13).Так подвизалась Феоклета. Она не утомлялась трудами служения другим, не оскорблялась непризнательностью людскою; каждому помогала с любовью и радостью; не дозволяла себе и тешиться своими делами, славя за все Господа и твердо помня о своей греховности. И вот она была неистощимым родником живительных утешений для несчастных оптиматов. Подвигами самоотверженной любви она столько возвысилась в жизни духовной, что, когда приблизилось время кончины ее, пригласив знакомых, объявила о дне смерти своей и частных обстоятельствах ее будущих. По смерти ее мощи прославились множеством чудес, к утешению страждущих. Подвиги догробного милосердия ее совершались при императоре Феофиле, и потому кончину ее надобно отнести к 840 г.