«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Святого ФЕОНЫ, епископа Александрийского,

Память 23 августа.

Управляя около 18-ти лет Александрийскою Церковью в сане епископа, Феона в то же время поддерживал своим покровительством Александрийское училище и мирно почил от благих трудов своих около 300 г., оставив преемником своим достойного ученика своего - Петра (пам. его 25-го ноября).

Уцелело до нашего времени рисующее христиан конца III столетия послание епископа Феоны к начальнику постельничих двора императора Диоклетиана: «Благодарение всемогущему Богу и Господу нашему Иисусу Христу, - пишет св. Феона, - Он открыл для всей вселенной веру Свою - единственное средство спасения нашего - и не перестает распространять ее даже среди гонений мучителей. Напротив, в бурях гонений она засияла, как золото, очищенное огнем: истина всегда более становилась блистательною, чтобы во время мира, дарованного добрым императором, дела христиан сияли перед неверными и славился тем Бог Отец Небесный. Об этом-то, если хотим быть христианами не именем только, а делами, надобно нам заботиться; если ищем славы нашей, ищем вещи суетной и изменчивой, которая передает нас смерти. Но слава Отца и Сына, Распявшегося за наше спасение, спасает нас для вечной жизни - желанной цели христиан».

«Любезный мой Лукиан! не думаю и не хочу, чтобы ты хвалился тем, что через тебя многие во дворе императора познали истину. Надобно благодарить Бога нашего; он устроил тебя во благое орудие на дело благое и возвысил тебя у императора, чтобы распространял ты благоухание имени христианского в Его славу и на спасение многих. Чем более император, еще не христианин, доверяет жизнь свою хранению христиан, как людей вернейших: тем более вы должны быть усердны, старательны и предусмотрительны насчет безопасности его, дабы славилось тем имя Христа и вера Его через вас, охраняющих императора, распространялась каждый день».

«Отнюдь не должно быть, чтобы за деньги продавали вы доступ к государю или что-либо бесчестное делали пред государем, побежденные просьбою или мздою. Во всем поступайте кротко, прилично, правдиво, ради того, чтобы во всем славилось имя Бога и Господа нашего Иисуса Христа».

« Должности ваши, к которым вы приставлены, исполняйте тщательно, со страхом Божиим и со всею любовью к императору. Повеление государево, которое не оскорбляет Бога, считайте происшедшим от Бога и выполняйте с любовью, почтительно и е приятностью»...

Наставляя сообразно с должностью каждого, о библиотекаре епископ пишет: «если он из числа верующих во Христа, не должно пренебрегать светскими сочинениями и произведениями язычников, нравящимися государю. Надобно хвалить поэтов за великие дарования, за находчивость в изобретении, за силу и изящество выражений. Надобно хвалить ораторов, надобно хвалить философов... Иногда пусть постарается одобрять и свящ. Писание, которое Птоломей Филадельф с таким старанием и издержками перевел на наш язык; пусть похвалит иногда Евангелие и Апостол, как писания Боговдохновенные; может быть, коснется дело до Христа, пусть мало по малу объяснить Божественность Его».

Наставляя в общих правилах, Феона между прочим пишет: «пусть не проходит ни дня без того, чтобы в свободное время не читали вы что-нибудь из свящ. Писания, - ничто так не питает душу и ум, как священные чтения; от них получите особенно ту пользу, что будете проходить должности ваши терпеливо, благочестиво, в любви Христовой и будете пренебрегать всем временным для обетований вечных, которые превосходят всякий ум и вам доставят вечное блаженство»...

Перенесете мощей св. ПЕТРА, митроп. Московского,

Память 24 августа.

Честное тело св. Петра митрополита по преставлении его положено было в Московском соборном храме Успения Богородицы, близ св. жертвенника, - на месте, самим святителем приготовленном. Гроб свято-почившего со дня преставления его сделался прибежищем для верующих; к раке св. Петра православные христиане притекали для молитв, с благоговением лобызали ее и получали благодатную помощь. В 1380 году св. Петр митрополит в ночь пред битвою Донскою явился и видим был на воздухе с златым жезлом, которым поражал врагов отечества. В таком же виде явился св. Петр в 1395 году и претил нападать на Москву Тамерлану. По сим явлениям для защищения отечества от врагов св. Петр в Русских летописях называется заступником Русской земли. Цари и патриархи в грамотах своих называли св. Петра великим чудотворцем. Слава сего первого из митрополитов московских чудотворца распространилась уже во всех концах России, когда честные и многоцелебные мощи его, по случаю построения в Москве нового обширнейшего Успенского, вместо ветхого храма, 146 лет стоявшего, в XV столетии обретены были нетленными. В 1472 году, по воле великого князя Иоанна III Васильевича и по благословению Московского митрополита Филиппа, с благоговением открыли надгробницу св. Петра митрополита, и св. мощи его, по словам летописи, «яко свет сияху», а гроб в котором они почивали, распался от огня, в пожар во время взятия Москвы Тохтамышем; при сем случае Тохтамыш раскрыл гроб св. Петра, чая нечто сокровенно в нем. По устроению в новосозидаемом храме кивота для мощей святителя был совершен и навсегда установлен праздник перенесения честных мощей, иже во святых отца нашего Петра митрополита и чудотворца всея России.

По случаю же падения новосозидаемого храма, в котором мощи святителя находились, они вторично перенесены были в 1475 году на время в церковь Иоанна Лествичника, и по совершенном сооружении Успенского собора, в 1479 году в третий раз перенесены сюда и положены под спудом. После этого перенесения мощей св. Петра, праздник перенесения их установлен в 24 день августа.

По установлении сего праздника Пахомий Сербянин, инок Троицкого Сергиева монастыря, по поручению начальства в конце ХV века написал два канона на перенесение мощей святителя Петра.