«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Назидательное «слово святого Илариона, митрополита Киевского». помещенное в прологе, предлагаем здесь вполне.

«Молю вас, братья и сестры, позаботьтесь о вечной светлой жизни, которую Господь, по Своей милости, дает нам даром; а от удовольствий сей временной жизни будем удаляться как от ядовитых змей; не прикасайтесь к ним. Господь приготовил нам жизнь на небе и зовет нас. А мы, угождая телу своему сладкими яствами, питием, сном, похотями, привычками преступными, живя расслабленно, отказываемся от Небесного Царства и от Призывающего нас к нему. Он уготовал брак Сыну Своему, т. е. Небесное Царство, и послал слуг Своих звать (Матф. XXII, 2), т. е. послал пророков, Апостолов, мучеников. А мы отказываемся и говорим: «жену поях, не могу идти», и еще: «волы купих, иду искусить их», и еще: «село купих, иду соглядать его» (Лук. ХIV, 18 - 20) - и другими делами сей жизни отказываемся от жизни вечной, - не слышим ли, что Господь говорит: не заботьтесь о утре, что есть или пить или во что одеться. Смотрите на птиц небесных, как они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницу; смотрите на полевые цветки, как растут они, а не трудятся (Матф. VI, 34, 25, 26)? Слыша это, братия, воспрянем как от сна и пойдем по узкому пути, который ведет в Небесное Царство. Отдадим тело свое на труды, на пост, на молитву, на воздержание, на поклоны. Царство Небесное с нуждами берется и принуждающие себя берут его (Матф. ХI, 12). Почему же мы не жалеем себя, когда леностью своею лишаем себя жизни вечной? Понудим себя, братия, на краткое это время. Хотя бы и гореть нам во огне; но и это было бы только до смерти. Зачем же мы угождаем этому глиняному телу? Если бы знали вы небесную жизнь, вы сказали бы - пусть горим мы во огне, только бы там царствовать с Господом в великой славе, вечно. Но я не зову гореть. Нет, но потрудимся, иссушим тела свои. Господь сказал: «аще зерно пшенично пад на землю не умрет, то едино пребудет» (Иоан. ХII, 24). Ясно сказал тем, что если не умрет телесная похоть, то не может принести плодов духовных. Не любящий души своей «в веке сем в той жизни обрящет ю» (Иоан. ХII, 25). Слыша это, станем подвизаться. Скажете ли: мы немощны? Но ты только начни, сделай начало подвигу по силе своей, сколько можешь, и Бог, видя твой подвиг, подаст тебе помощь, как делателю добра. Не станем же откладывать подвига. Долга ли жизнь наша! Лет 50 или 60, а уже много 100. Много ли же нам трудиться? А между тем там на небе будем царствовать. Если же здесь станем сладко кормиться и пить и исполнять похоти плоти неудержимо, там вечно будем мучиться. Итак позаботимся. Нас зовет Сам Христос, не человек, а Царь царей и Господь всех. Преклоним ум наш к Нему, будем жить богомудренно, в посте и молитве, в труде и пении, плача о грехах своих, всегда имея пред очами Господа и день судный. Не будем ослабевать против того, как начали. Господь сказал: в чем застану, в том и сужу. Примем к сердцу это слово, не ослабеть бы нам к смерти. Не знаем мы, когда придет час смертный, похитить душу неготовую, осудить ее на вечный огонь. Если смерть застанет нас в раскаянии, то, избавясь всего горького, получим обещанные блага».

Так поучает святитель - подвижник.

О святом Амфилохии, епископе Владимира Волынского, которого ркп. святцы поставляют между святыми Печерскими подвижниками, летописи говорят нам только то, что он хиротонисан в 1105 году и скончался в 1122 году. В одном списке святцев сказано, что «св. Амфилохий - в пещере преставися».

Феофил, почивающий в Феодосиевой пещере, у Кальнофойского называется Московским епископом. Это Новгородский архиепископ, для которого сан архиепископа был причиною одних скорбей. Начало иноческой жизни полагал он в Отенской обители и при святителе Ионе был протодиаконом и ризничим кафедры. По смерти его, жребием (15 нояб. 1470 г.) он избран был в архиепископа. Монах Пимен, бывший ключником и успевший обогатиться на счет казны архиепископской, сильно домогался той же чести. Он пристал к партии недовольных великим князем и объявил своим друзьям: «пошлите меня в Киев, я согласен принять рукоположение и от Григория». Но бессовестный льстец людским слабостям скоро потерял все: он уличен был в хищении казны архиепископской; его обобрали и выгнали из города. В Москву послали за дозволением Феофилу явиться для посвящения к митрополиту. Скоро потом начались сильные волнения в Новгороде против великого князя. Напрасно «преподобный «Феофил уговаривал беспокойных искателей суеты одуматься. Имея в виду все то, что делалось тогда в Польском королевстве с православными, по милости ультра-папистической партии, надобно было быть в Новгороде или слишком увлеченным земными расчетами и холодным к небу, или вовсе слепым к положению дел, чтобы желать подчинения Новгорода Польскому королю. - И однако Новгород, по требованию людей своекорыстных, вступил в договор с королем Польским. Феофил хотел удалиться в монастырь, но его удержали в доме архиепископа и заставили принять участие в этом договоре; для совести Феофила много значило, что в договоре настояли, чтобы православная вера оставалась неприкосновенною в Новгородских владениях и отнюдь не было бы здесь костелов; о самом посвящении архиепископа сказано, что он будет посвящаться там, где угодно Новгороду. Таким образом Феофил не желал расторгать связи с Московским митрополитом, верным блюстителем православия. Митр. Филипп не раз присылал письменные увещания Новгороду - разорвать связь с королем. Новгород решился на войну с великим князем, тогда как в то же время страшный пожар истребил в нем множество домов, 8 храмов и даже не мало людей. Шелонская битва (14 июль 1471 г.), в которой полк архиепископа, по его наставлению, не принимал участия, окончилась в пользу великого князя, Феофил заставил Новгородцев просить милости у православного государя и заключен был договор с ним. В декабре Феофил посвящен был в архиепископа в Москве и выпросил у великого князя свободу 30 знаменитым Новгородцам, захваченным в плен. Архипастырь мирно занимался потом церковными делами и посещал Псков для обыкновенных судных дел. В 1475 г. Иоанну донесли на неправосудие сановников Новгорода; обвинение, к несчастью Новгорода, было справедливо; два раза являлся архипастырь к великому князю с ходатайством о милосердии к виновным. Иоанн III оказал некоторое снисхождение. Но в 1477 г. Новгородская знать, по своим расчетам, сама предоставила Московскому великому князю поводы требовать от Новгорода большего, чем требовал он прежде. Некоторые из знати, после того, как являлись в Москву требовать суда против своих врагов, устроили дела в Новгороде так, что явились в Москву двое чиновников веча - с признанием Иоанна государем Новгорода. При таких смутах от Новгорода потребовали, чтобы отказался он от всех древних прав своих. - И действительно, старый порядок дел Новгорода уже несогласен был с переменившимся положением России. Блаж. Феофил видел это, но не видели многие в Новгороде. Архипастырь много употребил трудов на то, чтобы как великий князь смягчил суровые свои требования, так и Новгород не был слишком настойчив на свои отжившие права; не раз являлся он к великому князю с просьбами за Новгород. Иоанн сделал кое-какие уступки, но не важные. Новгород отважился снова вступить в сношения с королем, и Феофил, по званию архиепископа Новгородского, вовлечен был в это дело. Иоанн (1478 г.) вошел в Новгород с войсками; Новгородская кафедра лишена была многих сел и имуществ, собранных веками; затем заставили Феофила отказаться грамотою от управления епархией и около трех лет жил он в Чудовом монастыре, сперва в тесном заключении, потом больной. На пещерной доске, закрывавшей мощи блаж. святителя, написано было следующее: «когда Феофил лежал больной в Чудовом монастырь, явился ему Новгородский епископ Нифонт, почивающий в ближних пещерах и напомнил ему обещание его поклониться Печерским преподобным. Он отправился в Киев и уже приближался к Днепру, как болезнь его усилилась и он получил откровение, что хотя не достигнет он живым до пещер, но тело его упокоится в них, и это исполнилось». Кондак ему: «яко воистину по имени своему жетие, Боголюбезне святителю Феофиле, преподобне соблюдшу, явися тебе Христос Спас, обещая ти живот вечный и Царствие Свое, в нем же днесь ликуя, не забуди нас рабов твоих».

б) Из почивших в сане священства ныне открыто почивают в Феодосиевых пещерах: игумен Пимен постник, Игнатий архимандрит, иеромонах Евфимий, Панкратий иеромонах и затворник, Лукиан священномученик и исповедник Памво. В ркп. святцах упоминаются еще преподобный Тимофей игумен, преп. Акиндин архимандрит и преп. Досифей архимандрит.

Игумен Тимофей в 1127 г. был предшественником Пимена и преемником Прохора. В 1130 г. обложил он раку преп. Феодосия серебром и золотом, на что Суздальским тысяцким Юрием Симоновичем прислано было 500 гривен серебра и 50 гривен золота. Пимен постник был игуменом с 1132 г. до 1141 г. При нем подвизались св. кн. Святоша, преп. Спиридон и Никодим; Спиридона он принял и в обитель. - Об иноческом подвиге его древнее известие говорит: «мел тую благодать, иж раз тылько в тыждень (в неделю) мало едал, а беспрестанно послушание монастырское отправлял, а нигды от посту не ослобевал, и в жорнах мелючи и дрова на себе носячи, а чрез день на молитве стоял». Кальнофойский так указывает на него: «кости святого инока Пимена».

Преп. Досифей архимандрит первый принес в Россию с св. горы Афонской чин пения дванадесяти псалмов и написал ответ на предложенные ему вопросы о жизни Афонских иноков, не вполне уцелевший в рукописях. Поелику же об употреблении чина 12 псалмов упоминается уже в послании Симона к Поликарпу, то преп. Досифей должен быть признан предшественником преп. Акиндина. Неизвестно, когда принято им имя Феодосия, в малой ли, или великой схиме, только в назидательном повествовании его о жизни Афонцев по спискам он называется то Досифеем, то Феодосием. «Послушники, говорит здесь преподобный, живут (на Афоне) по воле и благословенно старца. А братия, живущие отдельно по своим кельям, держат во всю жизнь такое правило: всякий день прочитывают половину псалтири и совершают по 600 молитв: Господи Иисусе Христе! Если кто хочет прибавить, это в его воле. Сверх того полагают от 300 до 500 поклонов. Но и всякий час, сидя, ходя, лежа и занимаясь рукоделием, непрестанно с воздыханием сердечным говорят: Господи Иисусе Христе! Неумеющие грамоте совершают 7000 молитв Иисусовых, кроме поклонов и церковного правила. А более немощным - более легкое правило. Престарелым более предписывается совершать молитву Иисусову и внимание умное, а поклоны по силе. Святогорцы весьма любят молчание для Бога и бегают мятежа и бесед мирских. Скажите Бога ради и прочим братьям, кто будет спрашивать: тогда, как святые отцы на Руси имеют обыкновение прочитывать всю псалтирь в Великий пост и другие посты, Святогорцы живут не так: они одно держат правило во всю жизнь. Там каждому брату надобно иметь в келье иконостас или крест и перед ним выполнять правило. Неумеющий читать должен служить рукоделием, послушанием по службе, с отсечением своей воли».

По летописи, блаж. Акиндин архимандрит в 1231 году был на посвящении Ростовского епископа Кирилла. Блаж. Симон епископ называет его «мужем святым». О ревности его к жизни духовной свидетельствует то, что приказал он благочестивому и наблюдательному Поликарпу описать жизнь Печерских подвижников, в память и назидание черноризцам. Поликарп, как говорит он сам, исполнял эту волю блажен. игумена «в 15-й год игуменства» его. Поелику же Поликарп со скорбью замечает, что уже 160 лет прошло, как после летописца Нестора никто не писал о Печерских подвижниках, а преп. Нестор о блаженных отцах писал в летописи под 1074 т.: то 15-й год игуменства Акиндинова падает на 1234 год, первый же год его - на 1219 год, и Акиндин был преемником блаж. Досифея - Феодосия.

Св. Лукиан пресвитер, «в священстве и иночестве благочестно пожив», претерпел мученическую смерть при нашествии Батыя в 1239 г.

Подобно св. Лукиану муки терпел за веру преп. Памво. По древнему известию, Памво, «на послушании монастырском пойманный от поган, много от них пострада, не хотячи Христа отврещися, молвил им, иж ваши боги прокляти суть, а я верую во Христа истинного Бога, Который сотворил небо и землю; Той и мене избавить от рук ваших. Ангели визволили (освободили) его от уз и здравого в келье посадили». Тропарь преподобному: «неленостным послушанием и отвержением воли своей крепко себя обуздав, вдался еси за Христа на муки и раны: от Него же сугубо, всечестне отче Памво, венчався, молися о душах наших».По этим известиям, преп. Памво, не упоминаемый Поликарпом, терпел страдания за веру от Татар язычников. По всей вероятности это было в 1240 г. - когда иноки, затворившись в пещерах от врагов, вынуждены были послать Памву за пищею; как ни велика была опасность, Памво принял на себя дело послушания, но был схвачен Татарами, которые подвергли его мукам. Освобожденный чудесно от смерти, он почил в затворе в 1241 г.

Преп. Игнатий с 1435 г. архимандрит лавры «за святое житие», говорит о нем древнее известие, «получил от Бога дар чудес, - молитвою своею исцелял он многих недужных, - кому давали просфору, освященную в служении его, получал тот исцеление». Кондак ему: «проходя, всеблаженне, добродетелью от силы в силу и всех с тобою сущих превозвышая, всем служил еси, Игнатие, и угождал, - тем избран всем в дому Божия Матери сущим в старейшину и вождя, в чесом паче Господеви благоугодил еси, стадо Его доброе упас; молися о нас, чадах твоих».

О преп. Евфимие схимнике иеромонахе Кальнофойский пишет, что ременным крестом его благословляются приходящие к нему и некоторые больные получают исцеление; а в ркп. святцах называется он иеросхимником и молчальником. По древней записке, «як в схиму постригся, негды ни с ким, ни мало, ни велико, не мовил, окроме молитвы в церкви и в келии; жадна теж покорму (никакой пищи), который огнем роблен, не идал, окроме сурового зелия». Преп. Панкратий священник и чудотворец, говорит та же записка, молитвою и постом и помазанием елея исцелял больных и, нелениво подвизаясь для спасения своего, угождал Господу. Кондак ему: «в постницех явился еси велик, во иереях же нарочит и в чудотворения дарах показася славен, священне отче Панкратие; тем тя чтим и ублажаем».

Из диаконов ныне открыто почивают: Акила, Макарий и Мартирий. По древней записке, «преп. Акила не только не вкушал никогда вкусной пищи, приправленной или вареной, но и суровой ел мало; пищею служила ему просфора, вкушаемая раз в неделю». В кондаке еще сказано, что при таком посте «он был тверд в бдениях молитвенных». Преп. Макарий, будучи больным ребенком, обещан был Богу, если выздоровеет, и по выздоровлению отдан был Печерским отцам; обученный в монастыре всему доброму, удостоился монашества и Диаконства; в этом звании еще усерднее служил он Богу постом и молитвою и сподобился дара чудес. «Мартирий диакон», по древнему известию, «за великую чистоту и постнические подвиги удостоен был диаконства и дара чудес. За кого молился он стоя на амвоне, испрашивал тому нужное, или здравие или благую мысль; бесам был страшен и издали, и прогонял их молитвою; после долгих подвигов и трудов переселился к Богу, Которому служил». Кальнофойский писал: «тело св. инока Мартирия диакона, поныне почивающего в стихаре».