«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Таким образом видим, что большая часть угодников, почивающих в Феодосиевой пещере, по ясным указаниям памятников, принадлежала кончиною XIII - XV в. После сего становится вероятным само по себе, что и те, которых время не указано ни в записках пещерных, ни в летописях, относились к тому же времени. Это видно еще и из того, что никто из почивающих в Антониевой пещере не кончил подвига своего позже 1220 г. и никто из почивающих в Феодосиевой пещере не описан ни Симоном, ни Поликарпом.

Тайновидец пишет: «и взглянул я, и се Агнец стоит на горе Сионе и с Ним сто сорок четыре тысячи, у коих имя Отца написано на челах. - Это суть те, которые не осквернились с женами; ибо они девственники; они идут за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Никто не мог научиться песни той, кроме сих ста сорока четырех тысяч искупленных с земли» (Апок. XIV, 1. 3. 4). «Куда идет Агнец, говорит блаженный Августин, идет так, что с Ним могут идти не кто другие, как души девственные? Куда идет Он? Какие это жилища покоя? Это места, где удовольствия бесконечно более высокие, чем суетные, безвкусные, обманчивые наслаждения Мира. - Это даже не те места покоя, которые даны будут в Царствии Божием недевственникам. Это совсем другие жилища. Радостью девственников будет Сам Иисус, радость чрез Иисуса и в Иисусе. Это радость особого рода, не общая с радостью других святых. Другие святые, которые не будут следовать за Агнцем, будут видеть сопутствие девственников Агнцу, но не станут завидовать тому: они будут радоваться их счастью. Они не будут петь песни, а станут слушать, и в драгоценном преимуществе, которым те будут наслаждаться, найдут свою радость».

+ Страдание святого АНАСТАСИЯ,

Память 29 августа.

Св. Анастасий родился в Струмницкой епархии, в селе Родовичах. Добрые родители научили его св. вере и для того, чтобы мог он честным ремеслом добывать себе хлеб, отдавали его учиться оружейному мастерству и он изучил это мастерство. - На 20 году случилось ему побывать у учителя своего в Солуне; у мастера было несколько Турецких одежд, которые захотелось ему сбыть с рук без платежа таможенной пошлины. Оружейник уговорил бывшего ученика надеть на себя одно платье и выйти за город в этом платье: «в этом платье ты - чистый Турок», говорил мастер. Ученик отговаривался, чувствуя опасность поручения; но по добродушию, по желанию оказать услугу учителю, согласился исполнить поручение его. Сборщики хараджа останавливают его и спрашивают тескэре - письменного вида об уплате хараджа. Анастасий отвечал, что он - Турок. Сборщики потребовали, чтобы прочитал салеват - магометанскую молитву. Это неожиданное требование смутило юношу. Он молчал. Сборщики с толчками ведут его к своему начальнику. Тот, допросив Анастасия, предлагает ему потурчиться. Молодой человек слишком далек был, чтобы согласиться на такое предложение. Выслушав ответы его, чиновник отвел его к главному сборщику. Этот сперва старался обольстить обещаниями наград за согласие принять магометанство, потом обратился к угрозам. Юноша был непреклонен. Он сознавался в своей ошибке гражданской, но ни за что не соглашался изменить св. вере.

Сборщик известил о новом случае муфтия (высшее духовное лицо магометанства) и просил совета его. Тот отвечал: «у тебя в одной руке меч, в другой закон; употребляй что хочешь». - Это значило, что по закону сборщик мог выдать тескэре об уплате пошлины, но тогда он, по суду муфтия, не последователь Магомета, вооруженный мечем. Что же это такое? Муфтий не только не хочет признать прав правды и любви к человечеству, но он требует беспощадных насилий и самой смерти, лишь бы христианин был исповедником алкорана. А что такое алкоран? Сборник басней, самых оскорбительных для здравого смысла. Вот и полагайтесь на человеческий смысл, оставленный без откровения Божественного!

Получив ответ муфтия, начальник хараджа препроводил Анастасия к местному мулле, а с ним пять Турок, которые должны свидетельствовать, что христианин хулил магометову веру, т. е. клеветать. Мулла пробовал своим красноречием склонить юношу к магометанству, но потерпел неудачу. После жестоких побоев он приказал заковать Анастасия в кандалы и бросить в темницу. - При втором допросе та же неудача красноречия, те же пытки и темница. Анастасий спокойно переносил палочные побои, тяжелые оковы и смрад темничный. И в третий раз приводят исповедника к мулле и опять выслушивает исповедник лестные обещания и страшные угрозы. Анастасий оставался твердым. На обличения свидетелей в хуле на Магомета отвечал, что не хулил он Магомета, но в совести признает показываемую хулу за верную оценку Магомета и потому не принимает закона его. - Обманутый в своих надеждах мулла отсылает Анастасия к мусселиму. Тот употребил все средства склонить юношу к магометанству. Чего не предпринимал он? Чего не говорил, чтобы принудить юношу к магометанству? Наконец предложил ему пару пистолетов в серебряной оправе, бархатную одежду и место чехондара при нем. Юноша, просвещенный благодатью Христовою, оставался при прежнем. Земное счастье, думал он, при муках совести - плохое счастье; а еще страшнее явиться туда с нечистою совестью. Какова вера магометан? Плоха, это давно известно. Как ни мойся они, души не вымоешь водою. Христос Сын Божий - Спаситель Мира. Значит, блаженная доля страдать за веру чистую и святую. И он отверг предложения обманчивые.

Раздраженный мусселим принялся за насилия. Он жестоко избил Анастасия; потом запирают страдальца в тюрьму, на руки и на ноги набивают колодки, а шею отягчают цепью, - за ногти вбивают острые иглы из тростника; бесчеловечные целый день мучили молодого человека. Не один раз мусселим призывал его к себе и заставлял принять магометанство. Страдалец был непоколебим. - «Я христианин, говорил он, не откажусь от моей веры». Градоначальник приговорил повесить Анастасия за городом; вместе с тем тайно поручил он своим людям уговаривать Анастасия дорогою. Смерть, бывшая в виду, не изменила мыслей страдальца . Идя на казнь, истерзанный и измученный, он упал на дороге и предал дух свой Господу, августа 29-го 1794 г.

Свв. отцов: АЛЕКСАНДРА, ИОАННА и ПАВЛА, патриархов Цареградских,

Память 30 августа.

Св. АЛЕКСАНДР жил в царствование Константина Великого и участвовал в 1-м Вселенском соборе вместо престарелого и больного патриарха Митрофана, по смерти которого возведен был в сан патриарха и управлял Церковью с 325 или 326 года по 340 год. Он был ревностным защитником веры и паствы своей от козней еретиков и язычников.

Однажды, как свидетельствует Созомен, когда языческие философы захотели вступить в состязания о вере с православным епископом, то Александр, обратясь к тому, кто был избран для состязания, с твердостью сказал: «во имя Господа моего Иисуса Христа повелеваю тебе молчать!» И философ внезапно стал нем. Это чудо обратило самого философа и многих к вере Христовой...

О другом чуде - внезапной смерти Ария вследствие молитвы св. Александра - свидетельствует современник его св. Афанасий в письме к Серапиону: когда осужденный на 1-м Вселенском соборе и преданный отлучению от Церкви Арий, еретик, отвергавший Божество Иисуса Христа, выказав впоследствии притворное раскаяние, склонил при помощи своих единомышленников императора Константина Великого к помилованию его, то Константин повелел архиепископу Александру допустить Ария к общению церковному. Между тем, ревнитель истины - св. Александр провидел неправду и лицемерие еретика и не хотел допустить его до Церкви. Не хотел он также и быть ослушником царского повеления. В тягостном недоумении, Александр всею душою обратился к Богу с пламенною молитвою о том, чтобы Сам Господь, ими же ведает судьбами, не допустил вторгнуться в Церковь злейшему врагу ее... И молитву праведного исполнил Бог. Когда на другой день утром Арий, окруженный своими единомышленниками, шел в соборный храм, то на пути внезапно почувствовал сильное расстройство, кончившееся смертью в самой неблагообразной обстановке... Все поражены были внезапною смертью еретика в минуту, когда он уже торжествовал о своем кощунственном успехе, и многие признали в этом обстоятельстве чудное заступление свыше в охранение неприкосновенности Православной Церкви...

Святитель Александр скончался в 340 году, 98-ми лет от роду, оставив преемником по себе св. Павла, память которого - 6-го ноября.