«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

13. Епископы, митрополиты, игумены не должны быть поставляемы за деньги. Иначе поставивший проклят и анафема. Те должны быть поставляемы - собором. Каждый должен судиться пред своею церковью. Если спорящие принадлежат к двум церквам: пусть ищут решения у обеих церквей. - Церковные села и церковные люди должны служить своей церкви, а не чужой. К чужим церквам пусть не ходят ни для сенокоса, ни для пахоты, ни для сада виноградного, ни для другой работы, малой ли, или великой. Если кто вынудит на свою работу церковных подданных, царская власть отнимает у того боярина имение его и он наказывается как преступник царский и церковный.

Священники баштинники пользуются своею баштанною землею по своему усмотрению; они люди свободные. А тем священникам, которые не имеют батьковщины, должно давать три нивы по закону и эта земля (капа) священническая свободна (от подати); церковную баштину никто не должен ни купить, ни продать, за исключением промена на близкую к церкви.

Священник не должен отходить от своего господаря (помещика). Если господарь не выполняет законного, священник идет к архиерею и архиерей дает знать господину, чтобы содержал священника по закону. Если же господин не послушается, тогда священник может поступить по своей воле. Если же священник - баштинник, господин не имеет права удалить его.

Если властели и другие люди имеют церкви на своих батьковщинах, царь и патриарх не подчиняют те церкви церкви Великой. Баштинник имеет право ставить церковь и держать своего калугера (иеромонаха), только должен представить к архиерею для благословения ему духовной власти. Если же властелин подчинил свою церковь Великой церкви, то он уже не властен в той церкви.

21. Если властелин обесчестит архиерея или монаха или священника, то платит 100 перперов и содержится 40 дней в тюрьме, как ругатель Божий.

Митрополиты и епископы не должны быть поставляемы за деньги. Иначе оба лишаются престола, как поставленный, так и поставивший.

Игумены не удаляются без вины от церкви. В игумены монастырей поставляются люди добрые и искусные, желающие быть строителями дома Божия. Игумены должны жить в киновиях по закону и иметь совещания с старцами. При тысяче куков (хат) должны питаться в монастыре 50 монахов. Царская власть передана игуменам церкви, они заведывают имением монастырским, лошадями, овцами и всем прочим; они свободно распоряжаются всем, как требует правда и как написано в грамотах ктиторских. Пусть установят для иноков в церквах устав киновий, смотря по монастырю.

Архиереи не должны посылать мирских людей за священниками; пусть рассудительный монах посылается за ними по духовным делам; а должное с баштины пусть отбирает церковный духовник.

Монахи и монахини, которые, быв пострижены, живут в своих домах, должны быть выгоняемы; они должны жить в монастырях. Те монахи, которые постриглись из баштинников, не должны жить у той церкви, а пусть идут в монастырь.

Монах, снимающий монашество, должен быть заперт в тюрьму, пока не обратится к послушанию. Надобно строго смотреть за монахами, чтобы не жили вне монастыря; разве уже это пустынник, который по любви к Богу поселился в пустыне.

Есть еретики, которые берут из гробов мертвые тела и сожигают их. Если где окажутся такие, такое место или село платит за это беззаконие и выдает суду виновных. Если же участвовал в том священник, он лишается сана и отсылается в рудники, до смерти.

Если кто продаст христианина иноверцу, отсечь ему руку и отрезать язык.

Церквам не должно быть обиды ни от кого. Если посетит царь, его принимают с почестью.

Церквами владеют только царь, святый господин патриарх и царский логофет, а другой никто. Царская власть освободила все церкви своей области от всех работ, малых и больших.