«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Преподобного Теодора Трихины

Теодор, родом Цареградец, сын богатых родителей, оставил богатство, славу и честь, и, удалившись в провинцию Еленопонт, в митрополию Амасийскую, сделался монахом в некоем пустынном монастыре близ Евхаита (в 40 верстах от Амасии). Воздержанием он иссушил свою плоть и носил одну только одежду, суровую власяницу, почему и назван Трихиною (по-гречески, а по-русски — власяничник). Во время святой жизни своей и по смерти сотворил много чудес и исцелений, благодатью Божьей. Время же жизни его определяется тем, что патриарх Антиохийский, еретик Петр Фуллон (Сукновал), за участие в убийстве православного патриарха Стефана предназначенный импер. Зеноном к ссылке в Питиунт, около года (479 г.) скрывался близ монастыря Трихины и затем бежал в Армению.

Память святых Анастасия 1-го, патр. Антиохийского, и Анастасия 2-го

Анастасий 1-й, патриарх с 561 года; в 561 году предназначен был к ссылке за несогласие с любимою мыслью импер. Юстиниана о нетлении тела Христова до воскресения, но указ о том не был исполнен за смертью Юстиниана. В 569 г. император Юстин, по некоей личной неприязни, хотя под предлогом расточения церковного имущества, низложил его, и Анастасий пробыл в заточении 23 года; уже император Маврикий, по смерти патр. Григория, возвратил его на кафедру в 593 году. В слове по случаю возвращения, в среду Страстной седмицы, 25 марта, говорил он пастве: "мир, и еще мир, и в третий раз мир вам". Согласно с желанием императора он перевел на Греческий язык "Пастырское Правило" Григория Двоеслова и написал в заточении несколько собственных сочинений догматических и нравоучительных. Скончался в 599 году, оставив кафедру другому Анастасию.

Анастасий второй управлял церковью десять лет. Когда в 609 году импер. Фока дал повеление креститься всем Евреям, то при исполнении сего в Антиохии вспыхнул бунт, и жиды в сентябре убили патриарха, подозревая его в соглашении с императором.

Св. Григория, патр. Антиохийского

Из игуменов Фаранской обители возведен на престол волею императора в 569 году. В книге Лимонар, главе 140, читаем: "говорили некоторые старцы о сем Григории, что был милостив, непамятозлобен и сострадателен к coгрешающим. Святейший же Софроний, патриарх Иерусалимский, такое дает о нем свидетельство: достоин этот муж, Григорий Блаженный, вспоминаться между святыми и преподобными; потому что и на патриаршество взят против воли и свято пожил во славу Христа, Господа нашего". Скончался 593 года.

Память о св. Ветране и Феотиме, епископах Малой Скифии (Добруджи, Добрича)

Созомен[cxlix], описывая бедственное время арианина Валента, говорить: "где церквами управляли люди мужественные, там только народ не изменял прежних своих мыслей. В самом деле, по такой именно причине и Скифы остались, как передают, с тою же верою (православною). Этот народ имеет много городов, селений и крепостей". По словам Плиния[cl], страна, которою владели Скифы — земледельцы, простираясь от устьев Дуная к Фракии, заключала в себе "прекраснейшие города — Истрополь (Дунавец), Томи (ныне Кюстенджи), Каллатис, Дионисиополь, прежде называвшийся Кроны". Эта равнина в средние времена называлась Добричь[cli], а ныне Добруджа. "Метрополия Скифов, продолжает Созомен, — Томи, город обширный и богатый, лежащий у моря, на левой стороне для въезжающего в Черное море. Там и доныне хранится обычай древний, чтобы всеми церквами этого народа управлял один епископ. В описываемое время правил Ветран. Царь Валент прибыл в Томи. Придя в церковь, по обыкновению своему начал убеждать Ветрана вступить в общение с арианами; Ветран, мужественно и смело высказав государю мысли свои в пользу учения Никейских отцов, оставил его и перешел в другую церковь, а за ним последовал и народ; а народу было почти весь город, — сошлись, отчасти чтобы видеть царя, а отчасти в ожидании каких-либо новостей. Оставшись один со своей свитою, Валент сильно раздражен был тем, считая то за намеренное оскорбление. Он велел арестовать Ветрана и сослать в ссылку. Потом, однако, вскоре позволил ему возвратиться. Ибо когда узнал, что Скифы ропщут за изгнание своего епископа, то стал опасаться, как бы не затеяли чего. Он знал, что этот народ мужественен и по местному положению нужен для империи, потому что охранял ее от пограничных варваров. Итак, Ветран в этом случай явился выше усилий государя. По свидетельству самих Скифов, он был муж вообще добрый и отличался святостью жизни".

Феодорит кратко, но еще с большим одушевлением, говорит о блаж. архипастыре Скифском; он пишет: "и Вретанион, сиявший всякою добродетелью и властью архипастыря правивший городами всей Скифии, воспламенял свой дух ревностью и обличал в порче догматов и в беззаконии но отношению к святым. Он с Богодухновенным Давидом говорил: "надеющиеся на Меня не постыдятся[B2] " (Иc. 18:46)[clii].

Св. Ветран, и в сане епископа носивший Славянское имя, скончался, вероятно, на другом году после победы своей над Валентом (377 г.), так как на 2 Вселенском Соборе в 381 г. находился уже преемник его — Томский епископ Геронтий[cliii], за которым следовал св. Феотим, "родом Скиф", по словам Грека, или что тоже Славянин[cliv].

В 392 г. Феотим уже известен был Иерониму и как писатель и как епископ[clv]. Когда в 399 г. св. Златоуст рассматривал на соборе дело об Эфесском епископе, то на этом соборе вместе с другими епископами присутствовал и Феотим из Скифии и Фракии"[clvi]. В 402 г., когда Епифаний настоятельно требовал от св. Златоуста и других произнести осуждение на Оригена, "Скифский епископ Феотим даже явно порицал Епифания; неблагочестиво оскорблять, говорил он, давно скончавшегося, восставать против суда древних и отвергнуть одобренное ими. Он вынес одно из сочинений Оригена, прочитал его и, показав, что прочитанное полезно церквам, прибавил: те, которые осуждают эти книги, поносят и то, о чем здесь говорится"[clvii].

Феотим был святителем чудным и по просвещению, и по высокой жизни, и по пастырской деятельности, и по чудесам.

Довольно трудов требовала от него и собственная его Славянская епархия, весьма обширная. На другом (на левом) берегу Дуная кочевали тогда Гунны, подчинившие себе живших там Славян[clviii]. Феотим простер силу веры и любви и на дитя племена; путешествовал в стране занятой ими с проповедью Евангельскою и молитвою побеждал дикость их; привыкших к грабежам старался смягчать любовно благотворительною, угощал и ласкал их подарками. Сила чудес, совершенных им о имени Господа Иисуса, до того поражала племена грубые, что они называли Феотима богом Римским. Историк пишет: "в то же время (во время Златоуста) церковью Томиса и прочей Скифии управлял Феотим, родом Скиф, человек воспитанный в любомудрии, которого Придунайские варвары Гунны, дивясь его добродетели, называли богом Римским, потому что и в самом деле видели от него опыты дел Божественных. Рассказывают, например, что однажды он путешествовал по тамошней страна варваров и встретил нескольких туземцев, шедших в Томис. Бывшие с ним стали плакать, полагая, что будут убиты. Но он, сошедши с лошади, начал молиться, и — варвары миновали их, не заметив ни его самого, ни его спутников, ни лошадей, с которых они сошли. Так как жители той страны (Гунны) своими частыми набегами разоряли Скифов (Славян), то этих зверообразных людей Феотим приучил к кротости, — угощая их и по-дружески предлагая им подарки. Один варвар, предполагая, что он богат, решился хитростью захватить его в плен. С этою целью приготовил он аркан. Опершись на щит, как обыкновенно делал, стоял он и разговаривал с неприятелями. Потом, подняв правую руку, хотел забросить на него веревку, чтобы тащить его к себе и к единоплеменникам; но во время этого действия рука его осталась протянутою в воздухе и не прежде освободилась от невидимых уз, как когда Феотим, по просьбе других, помолился за варвара Богу. Говорят, что этот епископ постоянно носил длинные волосы, с тех пор как начал прилежно изучать любомудрие. Он держался простого образа жизни, вкушал пищу не в одно и то же время, но когда чувствовал голод или жажду"[clix]. Блаж. Иероним писал: "Феотим, Скифский епископ Том, издал в разговорах, по образцам древнего красноречия, краше и прекрасные трактаты и, как слышу, пишет и другие сочинения"[clx]. Леонтий, живший недолго после Феотима, выписывал краткие места из двух сочинений его — из сочинения "об учении Спасителя" и из другого — "против идолов"[clxi]. Св. Дамаскин поместил в свои параллели несколько мест — из последнего сочинения и из трех других: "на бытие", на толкования слов: "аще принесеши дар твой ко алтарю", и из слова: "о посте"[clxii].