«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В это время был между прочими схвачен в Александры христианин, по имени Леонид, и заключен в темницу. Это был отец большого семейства, которому в случае смерти Леонида предстояла нищета, так как имущество осужденных за веру Христову отбиралось в казну. Это не могло поколебать и заставить отречься от Христа человека, который успел уже и детей своих воспитать в такой сильной любви к воплотившемуся Богу, что cтарший из них, семнадцатилетний Ориген, писал к отцу в темницу:

"Отец, не беспокойся о нас и не уклоняйся от мученичества ради нас"...

Мученическою смертью и запечатлел Леонид непоколебимую любовь свою к непоколебимой истине... (202 г.).

23-ГО ЧИСЛА

Преставление блаж. Георгия Шенкурского

По рукописным святцам, "Святой и блаженный Теорий Христа ради юродивый, Шенкурский чудотворец, преставился апреля в 23 день". Здесь же представляется он современником преп. Варлаама Шенкурского, и время подвигов его относится к XV в. Набожный Устюжанин XVI в. в своей похвале блаж. Прокопию, между прочим, говорил: "река Вага, на которой город Шенкурск, ублажает Георгия юродивого"[clxx].

26-ГО ЧИСЛА

Пр. Иоанникия Чернорецкого

"В месяцеслове Евангелия, писанного в 1329 г., показана и под 26 апр. память св. Иоанникия"[clxxi].

Биограф св. Стефана Лазаревича пишет о Сербских иноках: "много избранников является в обителях и много между ними молчальников, беседующих только с шумом листьев, с птицами небесными и с журчанием вод потока. Единственное дело их воспевать прославляемого в Троице Бога, Которого непрерывными песнями хвалят ангелы".

Если кто в Сербии, то таков был особенно пр. Иоанникий Чернорецкий.

Недавний посетитель Сербии так описывает место подвигов и самые подвиги св. Иоанникия.

"Мы спустились к Ибру, переправились в брод через реку, и стали подыматься по густому лесу. Чрез полчаса открылась такая величественная масса скал, какую редко можно увидеть даже в Герцеговине, этом отечестве скал. Место это называется "Черная река". Красноватая масса гранита возвышается почти отвесно, представляя на верху то правильно окруженные очертания, то зубцы и острия. В этом граните находится церковь. К самой скале прилеплен ряд келий, которых наружная, выбеленная каменная стена с шестью маленькими окошечками, выдающаяся на ровной поверхности утеса, напоминает о гнездах ласточек на доме: только нет карниза, поддерживающего это человеческое гнездо, а оно опирается на незаметном уступе скалы. Подле утеса, составляя с ним почти прямой угол, но не прикасаясь к нему, стоит другая гора, поросшая лесом, по которой ведет тропинка. Против церкви она образует маленькую площадку; площадка соединяется с кельями узеньким деревянным мостом, ведущим к деревянной галерее, которою обнесен ряд келий. Сломайте мосток, и кельи с своею церковью отделены будут пропастью от целого мира. — Церковь, я сказал, в самом утесе, только алтарь выходит наружу, полукруглою стеною, которая стоит в ряду келий, увенчанная небольшим крестом и украшенная двумя образами al fresco: св. архангела Михаила и св. Петра Коришского. — Вас ведут низким и совершенно темным проходом, который, кажется, образован самою природою, в пещеру довольно обширную и в одном месте весьма высокую. Вам показывают в стене пещеры небольшое ущелье: здесь сиживал святой отшельник Иоанникий; под этим углублением видна выемка, где он опирал ноги, с боку другая, где он клал локоть. Сесть можно только в самом тягостном положении, согнувшись и выставив голову вперед. — В этой пещере, на этом кресле, прожил Иоанникий 70 лет. — Я попробовал сесть, и в одну минуту все платье было мокро: через скалу непрестанно сочится вода, и поверхность пещеры никогда не высыхает. В другом месте показывают углубленье, где вода скопляется и течет струей; это углубленье, говорят, пустынник выкопал своими ногтями, чтобы иметь воду. — Из этой пещеры вы входите в другую побольше, где св. Иоанникий устроил церковь св. архангела Михаила. — Она также совершенно темна, также и сыра, как другая пещера[clxxii].

По синаксарю Сербляка отшельник Иоанникий, родившийся в Зете, на поморье, в ранней молодости поселился на р. Ибре в Чернорецкой скале. Тут он подвизался как суровый постник, отказавшийся от себя. Некоторые иноки, увидав самоотверженную жизнь его, остались жить при нем с тем, чтобы безответно слушаться советов его. Отшельник, спустя некоторое время, предложил им устроить храм и монастырь. Благая мысль, при помощи Божьей, приведена была в исполнение. — Когда распространился слух о новой жизни Иоанникия, то многие явились на скалу для духовных подвигов. Иоанникия стали хвалить даже в лицо. Это сильно беспокоило того, кто так любил смирение и тишину. Предав братию Господу и благодати Его, он удалился с любимой скалы. В недальней девицкой пустыне поселился он в пещере, при потоке холодной воды. И здесь мирно предал дух свой Господу, в конце XIII стол.[clxxiii]