Общая Биология

Строение тазовых костей Люси более пригодно для прямохождения, чем у других обезьян, но ее походка была неуклюжей. Анализ останков показал также, что колено австралопитеков не имело суставного замка, а значит, передвигаться они могли только мелкими шажками на согнутых ногах.

Любопытно строение стопы: пятка более сходна с человеческой, нежели пятка современных обезьян, стопа имела свод (у современных обезьян плоскостопие), а способность к отведению большого пальца меньшая, чем у шимпанзе, но существенно большая, чем у человека. Хотя соотношение длины передних и задних конечностей несколько меньше, чем у современных обезьян, изогнутость фаланг пальцев для удобства захвата ветвей соответствует древесному образу жизни. Об интенсивной «акробатической жизни» свидетельствуют и особенности грудных позвонков. По причине адаптации австралопитеков к древолазанию целый ряд антропологов не считают их предками человека.

Скелет

Люси

По некоторым признакам австралопитеки походили на азиатских обезьян, другие особенности сближают их с крупными обезьянами Африки. Австралопитеки имели рост 110—130 см, вес 30—45 кг, объем мозга 300—450 см3. Изучив полость черепа, которая повторяет конфигурацию мозга, антропологи заключили, что их мозг не имел существенного отличия от мозга обезьян. Примитивное строение черепа не позволяет предположить у австралопитеков наличие членораздельной речи.

Наиболее прогрессивной чертой австралопитеков считается смещенное ближе к основанию черепа положение затылочного отверстия (место сочленения с позвоночником). У человека оно расположено в основании черепа, у современных обезьян — несколько выше, чем у австралопитеков.

Положение затылочного отверстия и строение тазовых костей приводятся как основные доказательства прямохождения австралопитеков. Предполагается, что они первыми из наших предков перешли к жизни в саванне, а прямоходящими стали, чтобы освободить руки для охоты и обороны на открытой местности, среди высокой травы. Прямохождение уменьшает риск перегрева в жаркой саванне.

Гипотезе прямохождения противоречат данные компьютерного сканирования (томографии) черепов. Внутреннее ухо человека — точнейший механизм вестибуляции в виде сложного лабиринта, заполненного жидкостью, позволяющий свободно передвигаться на двух ногах, а у австралопитеков внутреннее ухо устроено так же примитивно, как у современных обезьян, — следовательно, и передвигаться они могли исключительно по-обезьяньи!

Некоторым останкам сопутствовали каменные орудия. Была выдвинута гипотеза, что австралопитеки занимались предметно-орудийной деятельностью. Позже выяснилось, что они не были изготовителями этих орудий. Не доказана фактическими данными и гипотеза о том, что австралопитеки для защиты и охоты обрабатывали кости и рога, использовали для этого огонь (остео-одонто-кератическая культура). Любопытно, что изготовлять каменные отщепы (сколы с острым краем) способны и современные обезьяны — правда, по подсказке; умеют они и хранить предметы для повторного использования. Однако случаи простейшей обработки камней еще не свидетельствуют о жизненно важной «человеческой» стратегии поведения.

Австралопитеков называют первыми гоминидами, подчеркивая этим, что с них началась ветвь гоминизации — эволюционного преобразования животного в человека. Из всех ископаемых обезьян австралопитеки имели наибольшее количество признаков, работающих на гипотезу прямохождения. Эти признаки позволяют предположить, что австралопитеки в процессе гипотетической эволюции могли бы стать близкой к человеку формой, но такие формы не обнаружены.

Австралопитек Люси, реконструкция М. Л. Бутовской