Общая Биология

неандертальцев заключает в себе признаки не обезьяноподобия, а приспособленности к суровым условиям приледниковой зоны. Они были широкоплечими и малорослыми (рост мужчин — около 160 см), что сокращало поверхность тела и тепло-потери. Предплечья и голени, которые всегда в движении и имеют повышенную теплоотдачу, у неандертальцев укорочены. Развитие мускулатуры и скелета объясняется необходимостью выдерживать значительные силовые нагрузки.

Все эти признаки в смягченном виде встречаются и у современных людей. Американская антропологическая ассоциация признала, что неандертальцы походили на обезьян не более многих современных северных народов. Антропологи указывают, что с достижением преклонного возраста у людей развиваются «неандертальские» черты: тяжелые надбровные дуги, удлиненный свод черепа и т.д. По мнению антрополога Е. Н. Хрисанфовой, неандертальский комплекс ограничен лишь обменно-гормональными особенностями.

Homo neandertalensis имели практически современную человеческую осанку. В среднем затылочное отверстие у неандертальцев смещено назад несколько больше, чем у эректусов, а у некоторых из них (Саккопасторе 1) расположено в центре основания черепа, как и у нас. Обезьяноподобие неандертальцев в ряде реконструкций, как теперь выяснилось, сильно преувеличено.

Неандертальцы жили в пещерах вблизи громадной ледовой шапки, покрывавшей Землю, из-за хронической нехватки витамина D часто переносили заболевания рахитом и артритом, приводившие к характерным изменениям скелета. Как пишет антрополог А. А. Зубов, многочисленные находки скелетов тяжело больных и увечных неандертальцев свидетельствуют о том, что эти племена «заботились о слабых и больных сотоварищах, по возможности продлевая им жизнь». Неандертальцы имели лунный календарь, хоронили умерших, клали в могилы цветы. Обнаруженные у неандертальцев формы религиозного сознания

и культовые орудия четко отделяют их от животного мира.

Согласно данным современных исследований, неандертальцы не уступали современному человеку по всем двигательным, интеллектуальным и речевым способностям. Высокий уровень развития, ряд фактов, свидетельствующих об их сосуществовании с кроманьонцами, находки смешанных форм привели антропологов к необходимости включить их в вид Homo sapiens в качестве подвида Homo sapiens neanderthalensis.

Все больше ученых приходит к выводу, что первобытные люди были вполне разумными и отличались от обезьян не меньше нас с вами, а их примитивный образ жизни свидетельствует, похоже, лишь об отсутствии материально-технической базы. Любой из нас выглядел бы в условиях древней планеты ничуть не современнее. Материальный недостаток и суровые условия быта успешно преодолевались древними людьми. Специалисты по неолиту (новому каменному веку) указывают на следующий удивительный факт: обнаружено несколько ископаемых скелетов первобытного человека со следами удачно сделанной черепно-мозговой операции, после которой пациенты благополучно жили еще многие годы. Даже с использованием современного медицинского оборудования нейрохирургам далеко не всегда удается добиться положительных результатов. Представьте себе, каким искусством должен был обладать врач, чтобы каменными (обсидиановыми) инструментами провести трепанацию черепа!

Анализ ДНК неандертальцев показал, что современное человечество более близко к кроманьонцам; их и считают нашими непосредственными предками. Однако последние исследования выявили, что со временем в ДНК костей первобытного человека появляются мутации (замены, делеции, вставки нуклеотидов), которые ошибочно считались характерными отличиями неандертальцев. Это означает, что неандертальцы, возможно, имели тот же состав ДНК, что и мы.

«Y-хромосомный Адам» и «митохондриальная Ева». Наряду с антропологическими и археологическими используются и другие методы исследования вопроса о происхождении человечества.

Так, генетики исследовали строение Y-хромосомы (наследуется по мужской линии) у мужчин, живущих в разных точках планеты. Его результаты показали, что у всех людей был всего один общий предок по мужской линии. При изучении ДНК митохондрий (мтхДНК, наследуется с цитоплазмой по женской линии) выяснилось, что все мы произошли от одной женщины. Генетики назвали «открытых» ими предков Адамом и Евой: к тому склонил сам факт их единственности, неожиданный для многих ученых. Примерная давность существования Адама и Евы по разным расчетам — от 6 до 500 тыс. лет, наиболее общепризнанный срок — от 150 до 180 тыс. лет.

В заключение обратим внимание на то, что к движущим силам антропогенеза эволюционисты относят одновременно две группы факторов: первая группа — социальные факторы (общественный образ жизни, общий труд и охота, забота о потомстве, воспитание детей, забота о больных и стариках), вторая группа — борьба за существование и естественный отбор. Эти группы факторов исключают одна другую, поскольку для образования новых форм один из факторов должен быть определяющим. Если главенствует звериная внутривидовая борьба, то взаимопомощь не осуществляется, и наоборот. К тому же действие естественного отбора нарушается половым отбором (особи могут соперничать за спаривание с особью другого пола, например не здоровьем, а красотой, и победитель оставляет потомство). Двойственность позиции эволюционистов показывает ее несостоятельность.

Мы рассмотрели лишь самые простые аспекты гипотезы происхождения человека от обезьяны. Современным исследователям, углубившимся в тайны высшей нервной деятельности, строения и функционирования мозга, вполне очевидна ложность идеи поэтапного превращения животного в человека. Отношение директора Института мозга академика Н. П. Бехтеревой к эволюции весьма определенное: «Эволюцию я как-то не вижу, не могу себе ее представить... Возникновение такого чуда как человеческий мозг невозможно без Творца».

Научившись на ошибках прошлого, уже практически никто из ученых не пытается так запросто доказать происхождение людей от обезьян, как это делалось в XIX столетии или даже в 70-х годах прошлого века. История появления человека признается, по меньшей мере, очень сложной и запутанной. Антрополог и эволюционист Р. Левонтин пишет: «Вопреки волнующим и оптимистическим утверждениям некоторых палеонтологов, никакие ископаемые виды гоминид не могут считаться нашими предками».