«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Если бы ты увидел Христа и получил Духа, и чрез Них обоих приведен был бы к Отцу, то знал бы, что говорю я и о чем повествую тебе, и что велико и страшно, и превыше всякой славы и блеска, начальства и власти, богатства и могущества и всякого царства – с чистой совестью сердца литургисать чистой и святой и непорочной Троице.

Не говори мне о безгрешности тела и о тех действиях и свидетельствах, глубины которых не разумеешь, но (послушай), что сказал Бог чрез Апостолов,

и чрез премудрого и огнеязычного Василия,

и чрез простые свидетельства Златоустого Отца,

и чрез Григория, хорошо богословствующего об этом;

послушай и уверься, каковым должен быть литургисающий Богу, Творцу всех;

и от твоего благоговения и добродетели ты подивишься и величию этого достоинства.

Не обольщайтесь, братья, и отнюдь не дерзайте прикоснуться или приступить к Неприступному естеством.

Ибо кто не отречется мира и того, что в мире, и не отвержется души своей и тела, и весь, всеми чувствами, не сделается мертвым,

ни на что из приятного в мире сем не взирая с пристрастием,

ничего совершенно не желая из вещей мира

и не услаждаясь никакими речами человеческими,

кто не сделается глухим и слепым для мирских дел и обычаев, действий и слов, хотя и видя то, что оку свойственно видеть, но не дозволяя ничему войти внутрь, в сердце, и запечатлеваться в нем чертам и образам этих предметов,

равно и слушая то, что воспринимает слух человеческий, но пребывая как бы бездушным и бесчувственным камнем и не помня ни звуков, ни значения слов;

тот не может таинственную и бескровную жертву приносить чисто по естеству чистому Богу.

Ибо если по истине на деле восчувствует это, то удалится от всего мира и того, что в мире, и познает и поверит мне (в том), о чем я снова хочу писать.

Всяк, (кто) перешел тот темный воздух, который Давид называет стеной (Пс. 17. 29 – 30) и Отцы наименовали морем житейским, и вступил в пристань, тот, придя в нее, находит всякое благо.

Ибо там рай, там древо жизни,

там сладкий хлеб, там питие Божественное,

там неисчерпаемое богатство дарований.

Там купина горит неопалимая, и сапоги на ногах моих разуваются тотчас.

Там расступается море, и я прохожу один и вижу в водах врагов потопляемых.

Там созерцаю я древо, в мое сердце ввергаемое, и все горькое (в нем) претворяется.

Там обрел я скалу, мед источающую, и оттоле душа моя не была скорби причастна.

Там нашел я Христа – Подателя этих (благ), и от всей души своей последовал за Ним.

Там ел я манну – хлеб ангельский, и не возжелал более ничего человеческого.

Там увидел я сухой жезл Ааронов процветающим, и подивился чудодействиям Божиим.

Там бесплодную душу свою я увидел плодоносящей, и как сухое дерево дает прекрасный плод.