«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Итак, если природу того, о котором говорю я и которое Творец повелением

Произвел, как светильник, чтобы оно светило всем в мире,

Ты совершенно не можешь изречь или исследовать,

Каким образом оно есть тело - не бестелесно же оно, разумеется?

Как оно уловимо неуловимым образом и как смешивается без смешения?

Как через лучи видимо бывает и освещает тебя ими?

То, на которое если ты ясно посмотришь на все, то оно скорее

ослепит тебя; даже и о свете очей твоих ты затруднишься сказать мне,

Как без другого света он совершенно не может видеть?

А соединяясь со всяким светом, видит все, как свет;

Отделяясь же от других светов, он пребывает совершенно бесстрастным,

Так же, как и соединяясь со светом, весь светом бывает;

И это соединение их невыразимо и неслиянно,

Подобно же и отделение неуловимо -

То как же (можно) всецело исследовать природу Творца всех?

Как изречь мне? как выразить? как посредством слова представить?

Воспринимай все верою, ибо вера не сомневается;

Вера поистине не колеблется. Однако, как говорю я, Он есть все,

Ясно говорю тебе - все и никоим образом ничто из всего.

Творец всего есть Божественное естество и премудрость;

И как ведь не будет во всем то, что есть ничто из всего?

Будучи же причиною всего. Он везде есть во всем

И весь все наполняет по существу и по естеству,

Равно и по Ипостаси Бог везде есть, как жизнь и податель жизни.

И в самом деле произошло ли что-либо, чего Сам Он не произвел, вплоть до комара, согласись со мною, и паутины паука? ибо откуда, скажи, таковою

тканью снабжается тот, кто не прядет, но неутомимо каждый день выпрядает, будучи мудрее рыбаков И всех птицеловов?

Распростирая свои нити и издали завязывая их, он среди них, наконец,

Как бы сеть, ткет на воздухе западню и, сидя, сам поджидает добычу,

Не поймается ли откуда-либо попавшее нечто крылатое.

Итак, Тот, Кто простирается Промыслом даже до всего этого,

Как не есть во всем? как не находится со всеми?

Подлинно Он и среди всего есть и вне всего,

Подлинно, Сам будучи Светом, куда бы Он скрылся, наполняющий все?

Если же ты не видишь Его, то познай, что ты слеп и среди света весь наполнен тьмою.

Ибо Он видим бывает для достойных, видится же не вполне,