«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Да и настоящее слово разве может быть любовию принуждаемо говорить

О вещах Божественных и человеческих? Поэтому, оставив Божественные вещи и поведав тебе нечто из своих, переживаний, я в этом слове покажу тебе путь и закончу.

Познай себя, что ты двояк, и двоякие имеешь очи, чувственные и умные,

Так как два есть солнца и два также света, чувственный и умный.

Если ты видишь их, как и создан ты в начале, то будешь человеком; если же чувственное видишь, а умного Солнца - отнюдь нет, то ты полумертв, конечно.

Полумертвый же и мертвый во всем бездействен.

Ибо если бездействен всяк не видящий чувственно, то не тем ли более не видящий умного света мира?

Он мертв и хуже мертвого: мертвый ничего не чувствует, но какое мучение будет иметь умерший чувством?

Лучше же сказать: он будет как бы вечно умирающим в муках.

Но видящие Творца разве не пребывают живыми вне всего?

Да, они и вне всего живут, и среди всего суть, и видимы бывают всеми, но не для всех видимы.

Ощущая настоящее, хотя и находятся они среди всего, но бывают вне всего, являясь превыше чувства к нему;

Сочетавшись с невещественным, они не ощущают чувственного, ибо очи их хотя и видят, но с нечувственным ощущением.

Каким образом? скажи мне, скоро скажи.

Как видящий огонь не обжигается, так и я вижу нечувственно.

Ты видишь огонь, каков он, и пламя, конечно, видишь, но не чувствуешь боли; но ты находишься вне его и, видя, не обжигаешься, однако видишь с ощущением.

То же самое, пойми меня, испытывает и видящий духовно, ибо ум его, созерцая все, рассуждает бесстрастно. Какую дивную красоту видит он!

Но без похоти. Итак, огонь есть красота, прикосновение - похоть; если ты не коснешься огня, как почувствуешь боль? - никоим образом.

Точно так же и ум: пока не возьмет худого желания, видя золото,

Будет смотреть на него совершенно как на грязь, и на славу не как на славу,

Но как на один из воздушных призраков, и на богатство - как на сухие деревья в пустыне, долу лежащие вместо ложа.

Но зачем пытаюсь я все это рассказывать и изъяснять? Если опытом не постигнешь, то не можешь познать этого.

Недоумевая же в познании, будешь говорить:

Увы мне, как не знаю я этого! Увы мне, скольких благ я лишаюсь в неведении! и будешь стараться познать это, дабы называться гностиком (ведущим). Ибо если себя самого ты не знаешь,

Какого рода и каков ты, то как познаешь Творца?

Как назовешься верным? как даже человеком назовешься, будучи волом, или зверем, или подобным какому-либо бессловесному животному?

А то и хуже его будешь, не ведая Создавшего тебя.

Кто, не зная Его, посмеет сказать, что он разумен, не будучи таковым?