«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Не разделяется Он ни силой, ни образом, ни славой, ни видом, ибо весь Он простой и созерцается как свет.
В Них Лица - едино, три Ипостаси - едино, ибо три в едином, лучше же, три едино.
Три эти - одна сила, три - одна слава, три - одно естество, существо и Божество.
Они и есть единый Свет, который просвещает мир, не этот видимый мир, да не будет, так как не познал Его и не может познать ни этот видимый мир, ни друзья мира, ибо "кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу"
(Иак.4,4);
Но человека, которого Сам Он сотворил по образу Своему и по подобию, мы называем миром, потому что он украшается добродетелями, господствует над земными тварями - подобно тому как и Сам Он имеет власть над вселенной,- и царствует над страстями - это и есть то, что по образу,-
и покоряет демонов, виновников зла, попирая великого древнего дракона,
как ничтожную птичку.
А каким образом, послушай, чадо. князь этот, когда пал и лишился света,
тотчас оказался во тьме и со всеми вместе с ним падшими с Неба духами находится во тьме, и в ней, во тьме, царствует над всеми погруженными в нее бесами и людьми.
Всякую душу; не видящую Света Жизни, светящего и днем и ночью, он мучит, уязвляет, томит, держит в плену и связывает, и повседневно ранит стрелами удовольствий, хотя она и мнит, что сопротивляется и не падает,
но в поте лица, с великим трудом и подвигами она всегда ведет с ним непримиримую брань.
Всякая же душа, видящая Божественный свет, от которого он ниспал, презирает его (князя тьмы) и, будучи озаряема самим неприступным Светом,
попирает этого князя тьмы, как листья, облетевшие с высокого дерева,
ибо силу и власть он имеет во тьме, во свете же делается совершенно мертвым.
Слыша же о свете, внимай, о каком Свете я говорю тебе.
Не подумай, что я говорю об этом солнечном свете, ибо во свете его ты видишь многих людей, согрешающих, как и я, ужасно бичуемых,
падающих и испускающих пену среди дня и невидимо страждущих от злых духов.
И хотя светит солнце, но никакой от него больше пользы не бывает тем, которые преданы бесам.
Итак, я говорю тебе не о свете солнца, не о дневном, да не будет, не о светильниках, не о свете многих звезд и луны, вообще не о сиянии видимой красоты.
Я говорю, что оно имеет такое действие света.