«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Гимн 46. О созерцании Бога или вещей Божественных, о необычайном действии Духа Святого и о свойствах Святой и Единосущной Троицы. И о том, что не достигший вступления в Царство Небесное не получит никакой пользы, хотя бы он был и вне адских мук.
Что это сотворил Ты во мне, о, Боже, Причина всего и Царь?
Ибо что мне сказать или что помыслить?
Хотя и велико видимое мне чудо, но оно неведомо и невидимо для всех.
Какое же это чудо?- скажи мне.
Достоверно скажу: тьмою и тенью, чувственным и чувством.
Вещественной тварью, кровью и плотью держим я, несчастный, и с ними смешан, Спасителю.
Находящегося же в них несчастно и жалостно,
меня обнимает ужас, когда я хочу сказать о том чуде.
Я вижу умно, но где, что и как- не знаю.
Ибо совершенно невыразимо, как я вижу.
Где же вижу- это, думается мне, и известно и неизвестно:
Известно потому, что во мне нечто видится, и, наоборот, вдали является;
Однако же и неизвестно, так как оно вводит меня в некое место, никоим образом и совершенно нигде не находящееся, и заставляет меня забыть мир,
и обнаженным от всего вещественного и видимого даже из тела изводит меня.
Что же совершает во мне это, что и вижу я, как сказал, и не могу высказать?
Слушай и уразумеешь эту вещь.
Итак, она совершенно неуловима для всех, а для достойных и уловима, и сообщима, и преподаваема, неуловимо и неслитно соединена с чистыми,
и срастворена в несмешанном смешении - вся со всеми непорочно живущими.
Она светит во мне подобно лампаде, скорее она видится сперва на Небе,
видится весьма неясно, незримо.
Когда же я с трудом взыщу ее и неотступно стану просить, чтобы воссияла,
то она или яснее видится там же, отделяя меня от дольнего и неизреченно соединяя со светлостью ее, или вся сполна внутри меня является, как шаровидный, тихий и Божественный Свет, безобразный и безвидный, во образе безобразном видимый и говорящий мне следующее:
Зачем ты ограничиваешь Мое присутствие Небесами и там ищешь Меня, думая, что Я там обитаю?
Зачем полагаешь, что Я нахожусь на земле и разглашаешь, что Я пребываю со всеми, определяя, что Я везде нахожусь?
Итак, это "везде" приписывает Мне величину, но Я совершенно не имею величины, ибо знай, что естество Мое превыше величины; а то "на земле" показывает ограничение, но Я, конечно, совершенно неограничен.
Ты слышал ведь, что Я пребываю со святыми Сам весь существом Своим ощутимо, через созерцание и даже приобщение, с Отцом Моим и Божественным Духом, и явно почиваю в них?
Итак, если ты скажешь, что Мы вместе сопребываем в каждом, то сделаешь из Нас многих, разделив на многих;