«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

и обнаженным от всего вещественного и видимого даже из тела изводит меня.

Что же совершает во мне это, что и вижу я, как сказал, и не могу высказать?

Слушай и уразумеешь эту вещь.

Итак, она совершенно неуловима для всех, а для достойных и уловима, и сообщима, и преподаваема, неуловимо и неслитно соединена с чистыми,

и срастворена в несмешанном смешении - вся со всеми непорочно живущими.

Она светит во мне подобно лампаде, скорее она видится сперва на Небе,

видится весьма неясно, незримо.

Когда же я с трудом взыщу ее и неотступно стану просить, чтобы воссияла,

то она или яснее видится там же, отделяя меня от дольнего и неизреченно соединяя со светлостью ее, или вся сполна внутри меня является, как шаровидный, тихий и Божественный Свет, безобразный и безвидный, во образе безобразном видимый и говорящий мне следующее:

Зачем ты ограничиваешь Мое присутствие Небесами и там ищешь Меня, думая, что Я там обитаю?

Зачем полагаешь, что Я нахожусь на земле и разглашаешь, что Я пребываю со всеми, определяя, что Я везде нахожусь?

Итак, это "везде" приписывает Мне величину, но Я совершенно не имею величины, ибо знай, что естество Мое превыше величины; а то "на земле" показывает ограничение, но Я, конечно, совершенно неограничен.

Ты слышал ведь, что Я пребываю со святыми Сам весь существом Своим ощутимо, через созерцание и даже приобщение, с Отцом Моим и Божественным Духом, и явно почиваю в них?

Итак, если ты скажешь, что Мы вместе сопребываем в каждом, то сделаешь из Нас многих, разделив на многих;

Если же скажешь, что один, то как один и тот же в каждом, лучше же, как этот один и вверху и внизу?

Как один и тот же будет пребывать со всеми?

Как все исполняющий будет обитать в одном?

Находясь же в одном, как будет и всё наполнять?

Послушай о неизреченных таинствах неизреченного Бога, таинствах предивных и совершенно невероятных.

Есть Бог Истинный, поистине есть.

Это исповедуют все благочестивые.

Но Он ни что не есть из того, что мы вообще знаем, даже ни что из того, что знают Ангелы.

В этом мире Бог, говорю, ни что не есть, ни что из всего, как Творец всего,

но превыше всего.

Ибо кто бы мог сказать, что есть Бог, то есть чтобы сказать, что Он есть то-то или то-то?

Я совершенно не знаю, какой Он, каков, какого рода или Он различен.

Итак, не зная Бога, каков Он по образу и виду, по величине и красоте,

Как я изъясню Его действия?