«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Души же, разрешившись от них, в будущем Воскресении мертвых каждая по достоинству находит покров, полный света или тьмы.

Чистые и приобщившиеся Света, и возжегшие свои светильники будут, конечно, в Невечернем Свете;

Нечистые же, имеющие очи сердца слепыми и полными тьмы,

как увидят Божественный Свет?

Никоим образом, скажи. Итак, ответь мне, когда они станут просить по смерти, кто услышит их, и отверзет им очи, увы мне,

когда они добровольно не хотели прозреть и возжечь душевный светильник?

Поэтому их ожидает беспросветная тьма.

Тела же, как сказали мы, равно тлеют и гниют и у святых, но восстают, какими они посеяны.

Пшеница чистая, пшеница освященная - Святые сосуды Святого Духа,

так как они были наичистейшими, то и восстают также прославленными,

сияющими, блистающими, как Божественный Свет.

Вселившись в них, души святых воссияют тогда светлее солнца

и будут подобны Владыке, Божественные законы Которого, они сохранили.

Тела же грешных также восстают такими, какими и они посеяны в землю:

Грязевидными, зловонными, плевелами зла, сосудами оскверненными, полными гниения, совершенно мрачными, как соделавшие дела тьмы

и бывшие орудиями всевозможного зла лукавого сеятеля.

Но и они восстают бессмертными и духовными, однако подобными тьме.

Несчастные же души, соединившись с ними, будучи и сами мрачны и нечисты, сделаются подобными диаволу, как подражавшие делам его

и сохранившие его повеления.

С ним они и будут помещены в неугасимом огне, преданные тьме и тартару;

лучше же сказать, что они низведены будут по достоинству, соразмерно тяжести грехов, которые каждый носит.

И там будут пребывать во веки веков.

Святые же, напротив, как сказали мы, поднявшись каждый на крыльях своих добродетелей, выйдут в сретение Владыки, и они, каждый по достоинству,-

как кто предуготовил себя, конечно, так ближе или дальше и будет от Создателя, и с ним пребудет в бесконечные веки, играя и веселясь непостижимым веселием. Аминь

Гимн 47. О богословии и о том, что изменившемуся через причастие Святого Духа и не сделавшемуся с познанием богом по усыновлению непозволительно учить людей вещам Божественным.

Кто утешит скорбь сердца моего? Сказав: скорбь, я показал любовь к Спасителю. Любовь же эта есть действие Духа, или лучше, существенное Его присутствие, ипостасно видимое внутри меня как свет. Свет же этот несравним и весь невыразим.

Кто отделит (и разлучит) меня от чувственных вещей, от которых я избавился однажды и скрылся от них, став вне мира?

Кто даст мне тишину и спокойствие от всего, дабы я насытился красотою и созерцанием Того, непостижимость Которого воспламеняет во мне эту любовь?