«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ибо (иначе) в суд и в осуждение будет предприятие таковых дел; (это) хуже убийства, хуже прелюбодеяния и блуда и всех других грехов.

Все эти (грехи) ныне совершаются против людей, ибо мы грешим, конечно, друг против друга.

Торгующий же нагло Божественными (таинствами) и продающий благодать Духа грешит, конечно, против Самого Бога.

Ибо представляющий лицо Слова и жить должен так, как Оно, и, последуя Ему, так говорит:

Лисицы, без сомнения, имеют норы, и все птицы—гнезда, Я же не имею, где главу приклонить (Mф. 8, 20).

Ибо сподобившийся быть служителем Христовым, сам совершенно не должен иметь ничего своего, ни приобретать чего-либо мирского, кроме необходимого для тела и только; все же прочее принадлежит бедным и странникам, и его церкви (в которой он служит).

Если же напротив он дерзнет для своих расходов безвременно пользоваться этим со властью и принадлежащее странникам раздавать сродникам, и строить дома, и покупать поля, и набирать толпу рабов; то, увы, какой суд (ожидает) его?

Без сомнения, он подобен человеку, все приданое жены своей худо расточившему по неразумию, который, будучи схвачен и не имея (чем) уплатить, когда с него требуют для нее денег, конечно, для возмещения его супруги, предается в темницу на заключение.

Так будет и с нами, священниками и священно­служителями, которые ради себя самих и сродников и друзей злоупотребляют церковными доходами и совершенно не пекутся о бедных, но строят дома, бани, монастыри, башни, дают приданое и устраивают браки, Церкви же свои, как чужие, презирают и нерадят о них.

Отлучаясь на долгое время, мы проживаем в чужой стране, оставляя жен своих вдовыми и не имея о них никакого попечения.

Иные же (из нас) пребываем в них и живем не потому, чтобы нас удерживала любовь к ним, но чтобы только жить от богатых доходов с них и роскошествовать.

О красоте же души невесты Христовой кто из нас иepeeв заботится?

Укажи мне (хотя) одного только, и я удовольству­юсь им.

Но горе нам, священникам, монахам, епископам и священнослужителям седьмого века, так как законы Бога и Спасителя мы попираем, как ничего не стоящие.

И если бы где оказался один малый пред людьми, пред Богом же великий, как познанный Им, не снисходящий к нашим страстям, то он тотчас прогоняем бывает, как один из злодеев, и изгоняется нами из (нашей) среды, и отлучаем бывает от собрания, как некогда Христос наш - (от синагоги) тогдашними архиереями и грозными иудеями, как Сам Он сказал и всегда говорит то ясным гласом величия Своего.

Но есть Бог, Который вознесет его и восприимет как в нынешней жизни, так и в будущей, и прославит со всеми святыми, которых Он возлюбил.

Но что говорит и к нам Слово?

Те из монахов, которые мните (себя) ревностными, изобразите благочестием внутреннее, тогда и внешнее, конечно, предо Мною чисто будет.

Ибо это будет на пользу вам и видящим ваши добрые дела, а то вожделенно для Меня, Творца всех, и для умных и Божественных чинов Моих.

Если же вы украшаете внешнее подобие человека одною обычною ему одеждою и видящим вас кажетесь любезными чрез внешнее упражнение в трудах, о любезном же Моем образе совершенно не заботитесь, об очищении и украшении со тщанием, слезами и трудами того, чрез который для Меня и для всех вы и являетесь людьми, понятно, разумными и Божественными;

то поистине вы уподобляетесь предо Мною гниющим гробам, как некогда фарисеи, как сказал Я, говоря и обличая их безумие: