«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Без сомнения, он подобен человеку, все приданое жены своей худо расточившему по неразумию, который, будучи схвачен и не имея (чем) уплатить, когда с него требуют для нее денег, конечно, для возмещения его супруги, предается в темницу на заключение.

Так будет и с нами, священниками и священно­служителями, которые ради себя самих и сродников и друзей злоупотребляют церковными доходами и совершенно не пекутся о бедных, но строят дома, бани, монастыри, башни, дают приданое и устраивают браки, Церкви же свои, как чужие, презирают и нерадят о них.

Отлучаясь на долгое время, мы проживаем в чужой стране, оставляя жен своих вдовыми и не имея о них никакого попечения.

Иные же (из нас) пребываем в них и живем не потому, чтобы нас удерживала любовь к ним, но чтобы только жить от богатых доходов с них и роскошествовать.

О красоте же души невесты Христовой кто из нас иepeeв заботится?

Укажи мне (хотя) одного только, и я удовольству­юсь им.

Но горе нам, священникам, монахам, епископам и священнослужителям седьмого века, так как законы Бога и Спасителя мы попираем, как ничего не стоящие.

И если бы где оказался один малый пред людьми, пред Богом же великий, как познанный Им, не снисходящий к нашим страстям, то он тотчас прогоняем бывает, как один из злодеев, и изгоняется нами из (нашей) среды, и отлучаем бывает от собрания, как некогда Христос наш - (от синагоги) тогдашними архиереями и грозными иудеями, как Сам Он сказал и всегда говорит то ясным гласом величия Своего.

Но есть Бог, Который вознесет его и восприимет как в нынешней жизни, так и в будущей, и прославит со всеми святыми, которых Он возлюбил.

Но что говорит и к нам Слово?

Те из монахов, которые мните (себя) ревностными, изобразите благочестием внутреннее, тогда и внешнее, конечно, предо Мною чисто будет.

Ибо это будет на пользу вам и видящим ваши добрые дела, а то вожделенно для Меня, Творца всех, и для умных и Божественных чинов Моих.

Если же вы украшаете внешнее подобие человека одною обычною ему одеждою и видящим вас кажетесь любезными чрез внешнее упражнение в трудах, о любезном же Моем образе совершенно не заботитесь, об очищении и украшении со тщанием, слезами и трудами того, чрез который для Меня и для всех вы и являетесь людьми, понятно, разумными и Божественными;

то поистине вы уподобляетесь предо Мною гниющим гробам, как некогда фарисеи, как сказал Я, говоря и обличая их безумие:

совне вы блистаете, будучи внутри гнилы, полны мертвых костей и исполнены в гнилом сердце злых помышлений, слов, страстей, мыслей и лукавой заботы (Mф. 23, 27—28).

Ибо кто из вас взыскал этого: поста, говорю, жестокого жития, трудов, запущенных волос, железных вериг, власяницы, множества мозолей на коленях, твердого ложа, сена для постлания ложа и всякого другого злострадания в жизни?

(Все) это хорошо, если хорошо совершаемо бывает, (как принадлежность) умного и сокровенного делания вашего, со знанием, мудростью и разумом;

если же—без него, то что великого в этом вы по­лагаете, мня себя нечем, будучи ничем; без внутреннего делания вы подобны, пожалуй, прокаженным, одевшимся в светлые одежды к обману видящих (их).

Но приветствуя всех внешних (пожеланием) радо­ваться, ревностно старайтесь стать (делателями) одного внутреннего делания, с потом и трудами в божественных добродетелях и священных подвигах, дабы явиться предо Мною девственниками в мыслях, просвещенными всяким разумением, и соединиться со Мною—Словом в слове Премудрости Моей и ведения лучшего.

Все множество священного народа Моего, иди поспешно ко Мне, Владыке своему, иди и разрешись от уз миpa сего; возненавидь всякий обман чувств, скоро беги от этих причин зла: похоти зрения и плоти, гордости мысленной и житейской (I Иоан. 2, 16).

Знай, что (все) неправедное в миpе, ведет к гибели воспользовавшегося им страстно или пристрастно в жизни, и несчастно делает врагом Моим.