«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ибо кто познает Творца, прежде чем не увидит Его, в разуме, как разумный, в уме же умно и в умном чувстве мысленно усматривая (Его)?

Кто видящий духовно чрез Божественного Духа, будучи таинственно озаряем и вместе наставляем, пришел к некоему неясному познанию Творца?

Ибо так очищающийся сподобится получить яснейшее познание, как говорит все Писание.

Tе же, (живущие) в страстях, как сказал я, нося безумие, как одежду, и облекшись в самомнение, как в славу, утешаются и смеются над прочими, и играют с тенями по подобию щенков.

Если (последним) ты бросишь орех, и он, покатив­шись, загремит, то они подскакивают, хватаются, оскабливаются на него

И с ним валяются и вместе играют; и если кто протянет пред ногами (их) веревку, то они свертываются [в клубок] и, падая и про­тягивая вверх лапы, бывают причиною смеха для всех видящих (их) людей, во время их падения.

Так и те бесчувственно утешают бесов такими же деяниями своими и нравами.

Итак, скажи мне на вопрос, как полагаешь ты, могут ли таковые поведать иным о таинствах Божиих?

Как будут они просвещены светом ведения хотя отчасти и другим сообщать, либо праведно произведут правый суд с истинным рассуждением, будучи облечены во тьму, как в одежду, с чувством (являясь) бесчувственными и мертвыми среди жизни?

Но о вы, боголюбцы, послушайте речений истинных и дивных, которые уста Господни и прежде изрекли и ныне всем изрекают:

Если вы не отложите славы, если не отвергните бо­гатства, если совершенно не совлечетесь пустого самомнения,

Если не сделаетесь последними из всех в делах и в самых помыслах, лучше же в представлениях, считая себя самих последними из всех; то не стяжете ни источников слезь, ни очищения плоти, или не увидите, как это совершается.

Итак, плачьте о себе самих, кайтесь и повседневно проливайте горячие слезы,

дабы омыть умные очи сердца и увидеть тот Свет, воссиявший в миpe,

Который, сияя, вопиет и взывает: „Аз—свет миру" (Иоан. 8, 12; 9, 5)

Был, есмь и буду, и хочу быть видимым.

Ибо для того Я и в мир пришел телесно, Единый соделавшись двояким и единым также оставшись, чтобы верно поклоняющиеся Мне, виденному, (как) Богу, и хранящие заповеди Мои невидимо просвещались и умно тайно научались славе страшного Божества Моего и воспринятой (Мною) плоти, и точно уразумевая двойственность естеств, несомненно воспевали Меня тогда, как единого Бога.

Ибо иначе невозможно хорошо познать домостроитель­ство Мое и снисхождение Мое, и придти в страх, и поклониться Мне, как Богу, бывшему во образе че­ловека и несказанно пребывшему Богом, - двум нераздельным (как) единому ипостасью, а не естеством.

Итак, Я есмь един, Бог совершенный и человек Всесовершенный, всецелый: плоть, душа, ум и Слово, весь человек и Бог в двух сущностях, двух также, естествах, двух действованиях и двух волях, и в единой ипостаси, Бог вместе и человек, един есмь от Троицы.

Уверовавшие, что Я так существую и познаю, и чрез очищение прилежанием и покаянием возмогшие увидеть (Меня) в чистом сердце и быть тайно наученными умно Моему домостроительству сами возлюбят Меня от всего сердца, сами же будут хранить и все заповеди Мои, изумленные Моим безмерным благоутробием; сами они и сопребывать будут со Мною и общниками славы Отца Моего будут во веки веков.

Гимн 52: Блестящее исследование о мысленном рае и о древе жизни в нем.