«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
и прейдет земля и отверзется ад,
и наступит всякая тьма и хаос.
и тогда узнаешь ты, любезная душа, и изведаешь, что не имеющие Божественного Духа, светящего в уме, наподобие светильника, и обитающего в сердце неизъяснимо, отсылаются в вечную тьму.
Ибо и Дух есть Господь, и Бог Отец Господа—Дух, один, конечно, Дух, ибо Он не разделяется.
Имеющий Его поистине имеет трех, но неслиянно, хотя и нераздельно.
Ибо есть Отец, и как Он будет Сыном, ведь Он по существу нерожденный?
Есть и Сын, и как Он сделается Духом?
Дух же есть Дух, и как Он явится Отцом?
Отец есть Отец, потому что всегда Он—родитель.
Как же бывает это вечное рождение, что (Сын) совершенно не отделяется от Отца и весь происходит неизъяснимо, всегда пребывая в Отчем лоне и всегда происходя неизреченно?
Сын вечно видится в Отце: родившись, Он пребывает неразлучным, происходя, Он не отделяется от корня; но и отдельно является нераздельным
и будучи соединен весь с Отцом живым,
и Сам есть жизнь, доставляя всем жизнь.
Что есть Отец, то и Сын,
и что Сын, то и Отец также.
Видя Сына, я вижу и Отца, равно и Отец видится с Сыном;
однако один рождает, другой же рождается, и отдельно от Отца есть то, что Он есть.
Что же Он есть, скажи и изъясни этим людям? —
Бог безначальный, как и Творец всех, так как Он был и будет Богом равным Отцу по существу и по естеству, и по власти, и.по образу воистину, и по виду, и по времени Он еще не был без Отца.
Как Он происходит?—как слово из ума.
Как отделяется?—как голос от слова.
Как Он воплотился?—как слово написанное.
Быв низведен от вышних к нижним, я опечалился чрез себя самого, и оплакивал род человеческий; так как, ища необычайных доказательств, [люди] приводят человеческие понятия и вещи и слова, и думают, что изображают Божественное естество, то естество, которого никто ни из Ангелов, ни из людей не мог ни увидеть, ни наименовать.
И в самом деле, чем можно было бы назвать Творца всех?
Ведь имена и вещи и слова— все произошло по повелению Бога.
Ибо и имена положил Он делам (Своим), каждой вещи свое название;
не всем же—Сам, но дал, чтобы и твари в свою очередь (своим) делам полагали имена: и одна другую и называет и называема бывает.
Его же имя нам еще не известно, кроме (имени) „Сущий" неизреченный Бог, как сказал Он (Исх. 3, 14).