«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

и что Сын, то и Отец также.

Видя Сына, я вижу и Отца, равно и Отец видится с Сыном;

однако один рождает, другой же рождается, и отдельно от Отца есть то, что Он есть.

Что же Он есть, скажи и изъясни этим людям? —

Бог безначальный, как и Творец всех, так как Он был и будет Богом равным Отцу по существу и по естеству, и по власти, и.по образу воистину, и по виду, и по времени Он еще не был без Отца.

Как Он происходит?—как слово из ума.

Как отделяется?—как голос от слова.

Как Он воплотился?—как слово написанное.

Быв низведен от вышних к нижним, я опечалился чрез себя самого, и оплакивал род человеческий; так как, ища необычайных доказательств, [люди] приводят человеческие понятия и вещи и слова, и думают, что изображают Божественное естество, то естество, которого никто ни из Ангелов, ни из людей не мог ни увидеть, ни наименовать.

И в самом деле, чем можно было бы назвать Твор­ца всех?

Ведь имена и вещи и слова— все произошло по повелению Бога.

Ибо и имена положил Он делам (Своим), каждой вещи свое название;

не всем же—Сам, но дал, чтобы и твари в свою очередь (своим) делам полагали имена: и одна другую и называет и называема бывает.

Его же имя нам еще не известно, кроме (имени) „Сущий" неизреченный Бог, как сказал Он (Исх. 3, 14).

Итак, если Он неизреченен, если не имеет имени;

если невидим, если сокровен;

если неприступен, если один Он превыше слова, превыше представления не только человеческого, но и—невещественных умов;

ибо Он положил тьму покровом (Своим) (Псал. 17,12),

и потому все прочее находится во тьме,

и один только Он, как свет, вне тьмы;

то как ты вводишь о Нем понятие?

Или ты делом увидел отделенного?

Откуда же и как прошел ты чрез тьму, один отделившись от всех тварей?

Если же это не свойственно тебе, но другому, то, удивляюсь, кому же?—спрашиваю тебя, чтобы нау­читься, ангелу или кому-либо другому из невещественных [умов]?

Да и не читал ли ты, что и лица и ноги они имёют покровенными благоговейно и прилично Божественными крылами?

Если эти некие крылья ты будешь понимать не (иначе, как) покров от неприступной славы, ибо не естество (Божие) они видят, но славу славы; то какому же человеку—посмеешь сказать ты?

Иоанну или великому Павлу?

Но один взывает и всем проповедует, что ремня одного или ремешка обуви он не может развязать (Лук. 3, 16),