«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Оно не вмещается в ветхом мешке.
Как прежде посева думаешь ты собирать снопы и другим сообщать пустоту?
Если хочешь, иди, не уклоняясь от пути, но научись глубине судеб человеческих, как одни счастливо живут, и без сомнения, злые и неведущие Бога, а другие несчастны, знающие Бога и Богом одним знаемые;
одни бедны и, вероятно, неблагодарны, другие же несут нищету с благодарностью, а иные и богаты и злобно непризнательны; иные же, похищая и поступая несправедливо, думают, что Богу служат чрез это, и многое другое, что видишь ты повседневно, что смертные делают и наоборот переносят;
и Бог, Творец всех, терпит, да не сочли бы Его как-нибудь несправедливым беззаконные или подобные мне малодушные.
Поучись еще Божественному суду, о том дне и часе, в который все мы обнаженными предстанем пред судилищем Бога моего и Спасителя, и за здешние деяния и слова, помышления и вместе намерения получим достойное возмездие.
Поведай, кто будет там дерзновенным и кто напротив посрамленным?
Можешь ли говорить об этом без опыта?
После же этого внимай и творению, ибо другую бездну ты найдешь в нем.
Взгляни на небо, солнце и звезды, посмотри на землю—мать и могилу всех нас, происшедшую по повелению [Божию].
Придя же сюда, поведай о смерти, философствуй о многом неизбежном
и полезном для друзей и вместе для сродников, для богатых так же, как и для славных.
И если ты со всеми будешь толковать [об этом], то тебе станет говорить (даже) до смерти, и по смерти это принесет тебе пользу.
Взгляни затем на окружающий мир: на находящаяся внутри его породы всевозможных животных, на пестрый вид пернатых и вместе на голоса маленьких птичек, на широту, величину я границы моря;
подивись, изумись и скажи в ответ:
О глубина богатства и ведения Божественного!
О (глубина) премудрости Твоей, всемилостивый Боже мой!
Здесь-то и смирись чрез внешние (предметы); собравши ум, вникни в себя самого, лучше же—философствуй о себе самом и о том, что относится к тебе;
и что бы ни видел ты, найди в видимых (вещах)
в каждой учителя себе в добродетели
или изображение порочной страсти, дабы из величия и красоты тварей познал ты непостижимую премудрость Божию и мысленную брань, которую предызобразил Создатель всех.