(18,22): «все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах».

(1Тим.6,18–19): «чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни».

Правило 48: О благотворении братиям, и о занятии для этого работою

Глава 1.Должно быть милостивым и щедрым. Кто не таков, тот осуждается.

(Мф.5,7): «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

(Лк.6,30): «Всякому, просящему у тебя, давай».

(Рим.1,31–32): «нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный (суд) Божий, что делающие такие (дела) достойны смерти».

(1Тим.6,18): «были щедры и общительны».

Глава 2. Кто имеет у себя больше, нежели сколько потребно на нужды житейские, тот обязан все сие употреблять на благотворения, по заповеди Господа, который и даровал нам все, что не имеем.

(Лк.3,11): «у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же».

(1Кор. 4, 7): «Что ты имеешь, чего бы не получил?».

(2Кор. 8, 14–15): «ваш избыток в (восполнение) их недостатка; а после их избыток в (восполнение) вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка (Исх.16,18)».

Глава 3. По слову Господню должно не обогащаться, но быть нищим.

(Лк.6,20): «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие».

(24): «горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение».

(2Кор. 8, 2): «и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия».

(1Тим.6,9-10): «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям».

Глава 4. Не должно заботиться об избытке нужного для жизни, и прилагать старание о пресыщении и о пышности; но надобно быть чистым от всякого вида любостяжания и щегольства.

(Лк.12,15): «смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения».

(1Тим.2,9): «украшали себя не плетением (волос), не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою».

(6,8): «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем».

Глава 5. Не должно беспокоиться о собственной своей нужде, и возлагать надежду на приготовленное для настоящей жизни, но надобно препоручать себя Богу.

(Мф.6,24–34): «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту (хотя) на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний (сам) будет заботиться о своем: довольно для (каждого) дня своей заботы».