Compositions

Правило 50: О мире и примирении

Глава. Должно и других убеждать к миру во Христе.

(Мф.5,9): «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». (Ин.14,27): «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам».

Правило 51: Каков должен быть тот, кто покушается исправить ближнего

Глава. Сперва должно себя самого исправить от какого бы то ни было недостатка, и тогда уже обвинять в нем другого.

(Мф.7,3–5): «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза твоего', а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, (как) вынуть сучок из глаза брата твоего». (Рим.2,1–3): «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий (другого), ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя (другого), делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие (дела). Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия».

Правило 52: О скорби при виде согрешающих; как должно обращаться с ними, когда их бегать, и когда принимать в свое общество

Глава 1. Не равнодушно смотреть должно на согрешающих, но скорбеть и плакать о них.

(Лк.19,41–42): «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих». (1 Кор.5,1–2): «Есть верный слух, что у вас (появилось) блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто (вместо) (жены) имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело». (2 Кор.12,21): «чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и (чтобы) не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали».

Глава 2. Не должно молчать, видя согрешающих.

(Лк.17,3): «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему» и проч. (Еф.5,11): «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте».

Глава 3. Входить в сближение с согрешающими не для чего иного должно, а только для того, чтобы побудить их к покаянию, если каким–нибудь способом можно сие сделать без греха.

(Мф.9,10–13): «многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». (Лк.15,1–4): «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?». (2 Сол.3,14–15): «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата». (2 Кор.2,5–7): «Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью, — чтобы не сказать много, — и всех вас. Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью».

Глава 4. Отвращаться должно тех, которые пребывают в грехе своем, по употреблении всевозможного о них попечения.

(Мф.18,15–17): «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».

Правило 53: Какое осуждение тем, которые за нанесенную им, по мнению их, обиду помнят зло

Глава 5. Христианин не должен помнить зла, но обязан от сердца прощать тем, которые согрешили пред ним.

(Мф.6,15.14): «А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный».