«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Второе слово - Имже вся быша. Через Него все творение обрело свое бытие. По слову Божию: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 3). Сын Божий, Единородный, следовательно, не просто нетварен, но Он - Творец. Через Него все начало быть, и без Него ничего бы не начало быть, что начало быть. Творение, в котором все, что на небе и на земле, обрело свое существование,- в равной мере дело и Отца, и Сына, так же как и все происходящее находится равно во власти и Отца, и Сына.

Так святые отцы наши выразили Невыразимого. Так, на основании записанного откровения Господа Иисуса Христа и незаписанного откровения Духа Божия Святаго, облекли они в слова веру свою и веру нашу. Но знайте, что Тот, Который невместим во вселенную, не может вместится и в слово человеческое.

Все, что сказано о Нем, христоносцы, сказано о Боге Всевышнем, сказано о вечно тайном Отце и о явленном Сыне: о Существе вечном, Которое Само Себе родительствует и сыновствует и вне Самого Себя не имеет потребности ни в чем. Сказано о чуде бытия - неизменно и бессмертно, о неугасающем Пламени Божественном, от которого причинно зависит всякий свет в мире, видимый или невидимый.

А дальше последует повествование о Боге Творце, сошедшем к творению Своему, во временность, в пространство, в ограниченность. Подобно тому как мать склоняется к плачущему в колыбели ребенку, так Творец человека склонился и сошел к людям, в долину слез.

Вера наша - вера вдумчивых и молитвенных душ. Трудно принять ее душам чувственным и облепленным мирским прахом. Вдумчивые люди искренне признают ограниченность человеческого разума по сравнению со всё новыми и всё более высокими утесами тайн, вырастающими один за другим. Вот только что с таким усилием поднялись мы на вершину и вздохнули с радостью и облегчением, а перед нашим взором вырастает новая, еще более высокая скала. И так бесконечно, из поколения в поколение.

Смотрят они и видят, что ни одна из уже разгаданных тайн всё еще не "мессия", но лишь "предтеча" - предтеча новых тайн. Всё новое, разгаданное, познанное, еще не открытие, а всё еще завеса, скрывающая новые чудеса - несказанные, неисчислимые, бесконечные. Потому они молитвенно возносят ум свой к Всевышнему и чутко принимают в сердце свое откровения о новых и высоких тайнах, которые Он по любви и мудрости благоволит явить роду человеческому. Приемлют их с радостью и исповедуют с дерзновением. Что ждать молитвенным от чувственных? И что чувственные, вместе с молитвенными странствующие, могут поведать о Божественных тайнах, неслыханных, невиданных, неприступных, сокрытых за бесчисленными скалами тайн природы? Что могут услышать они от чувственных и мирским прахом облепленных? Ничего, кроме того, что уже слышали и - отвергли. Поэтому так любим ими Мессия, единственный и истинный, Который, как личный свидетель, пришел из Царства последних тайн и явил столько, сколько душа человеческая может вместить и понести.

Это ваша вера, христоносцы, вера предков ваших, вдумчивых и молитвенных. Пусть станет она верой детей ваших, из рода в род, до конца пути. Воистину, это вера подлинно образованных людей, тех, которые несут образ Божий в себе. В день Суда Божия они выстоят и оправдаются верой, и чистотой, и добрыми делами своими. И будут названы благословенными.

Свет. Истина. Слово.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася

Подобно тому как мать склоняется к плачущему в колыбели ребенку, так склонился и сошел Творец к людям, в долину слез. Чудесному существованию Сына Божия в вечности соответствует и чудесный образ Его сошествия в этот видимый, временный мир. Цель Его сошествия - мы, люди, и наше спасение, а образ сошествия - рождение от Духа Свята и Марии Девы. Кто это сказал? Если бы сказали мы, люди, можно было бы усомниться. Но это сказал Он Сам, в Котором не может усомниться никто из тех, кто несет образ Божий в себе.

Он Сам, истинный, сказал о Себе, что пришел, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28). Чтобы послужить, конечно же, людям и отдать Себя в искупление людей. Вот цель Его пришествия. А образ Его пришествия открыл не человек. Кто поверил бы ему? Архангел Божий Гавриил открыл Марии Деве в Назарете: вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. На вопрос Ее: как будет это, когда Я мужа не знаю? - архангел ответил: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Спросит ли вас кто-то с удивлением: "Как будет это?", и ему ответит благовестник Божий так, как ответил Пресвятой Деве, говоря: у Бога не останется бессильным никакое слово (ср.: Лк. 1, 28-37). Молчание и радость подобают здесь больше, чем вопрошения и расспросы. Молчание от величия тайны и радость от всемогущей силы Творца и Бога нашего.

Сын Божий и Сын Девы - Рожденный на небесах и на земле. Пребывающий в вечности и во времени. Это ваш Мессия, образованные, и Спаситель ваш. Рожденный в вечности от Отца без матери. Рожденный во времени от Матери без отца.

Желающий вполне понять тайну сию пусть скажет нам, понимает ли он тайну песчинки под ногами, или листика на дереве, или звезды на небесном своде… Понимает ли он мельчайшее из творений Божиих: по которому ступает, на которое смотрит или до которого дотрагивается? Понял ли разум человеческий, который вот уже тысячи и тысячи лет исследует, вычисляя, измеряя, сравнивая, описывая, понял ли он до конца хотя бы одно-единственное дело Божие?

Мир чудесен, он весь дышит чудом. Он полон тайн, он весь окутан, словно ладаном, страшной и возвышенной тайной. Но насколько чудесней Сам Создатель этого мира! В каждой точке, где соприкасаются вечность и время, сияет чудесный, неизреченный свет, и, даже если он непостижим для вас, он не тьма, а свет. Святая Дева стала такой благословенной точкой соприкосновения времени и вечности, неба и земли. И от их соприкосновения воссиял такой великий Свет, который взошел над всем миром. Это Свет, непостижимый для вас, благословенные, но это Свет, а не тьма.