Вопросы прихожан священнику

Но, очевидно, этот грех «против Духа Святого» есть грех нераскаянный. То есть человек жил в грехе и уходит из этого мира с ним. Поэтому этот грех ему и не простится — это его, человеческий, свободный выбор. Насильно Бог спасти человека не может.

Но если богохульник и враг Божий покается, то Господь простит его. Об этом говорит все Предание Церкви.

Грех аборта — это грех убийства. Но одно дело, если вы сделали аборт, будучи неверующей, другое — воцерковленной христианкой. И то, и другое плохо, но в первом случае Церковь идет навстречу покаявшемуся и применяет самые мягкие взыскания. Большинство духовников таких женщин (когда-то, в прежней, нецерковной, жизни сделавших аборт) не отлучают от причастия.

Да, вы все равно должны помнить об этом грехе, других по мере возможности удерживать от подобного поступка, но от Церкви вы не отлучаетесь.

Если же аборт сделала воцерковленная христианка, ее отлучают от причастия на год (чаще всего). При этом она должна перед Крестом и Евангелием дать Богу обещание никогда больше этого не делать. Если она опять сделает аборт, к такой нерадивой христианке применяются строгие епитимьи и наказания.

Я не знаю, дорогая N, вашей ситуации. В любом случае, если вы искренне раскаялись в содеянном и, как воин Божий, в дальнейшем будете бороться за сохранение жизни, то верю, что Господь потопит ваш грех в океане Своего милосердия.

И не грустите, не унывайте, но воцерковляйтесь и преуспевайте в духовной жизни.

Здравствуйте, уважаемый о. Константин!

Буду очень благодарен за разъяснение последствий шага, который я планирую предпринять.

Ситуация следующая: в октябре 2007 г. настоятель нашего храма предложил служить в алтаре, предупредив, что это — пожизненно. Я, совершенно не вникнув в обязанности, правила и образ жизни алтарников, дал согласие (пострижен по правилам не был). При этом почти с самого начала почувствовал себя не на своем месте, все равно как если бы колхозника направили управлять самолетом. Долго боролся с этим чувством, но оно лишь усилилось, и добавились досада и агрессия к самому себе. При этом, когда просто стою на службах в других храмах, на душе хорошо и спокойно, как будто это и есть то, чего душа хочет. Начинаю понимать, что заставлять себя служить далее будет ложью перед Богом, людьми и собой, но сознаю также, что отказ от служения, как ни поверни, — это предательство; замкнутый круг получается. Хочу в ближайшее время поговорить с настоятелем по поводу возможности «ухода в отставку», хоть и стыдно очень.

Я прошу прояснить Вас такие вопросы: действительно ли алтарник — это пожизнено? Какова каноническая ответственность алтарника за такой «демарш» с просьбой об отставке? Возможно ли удовлетворение этой просьбы? Отлучают ли за это от Церкви или от причастия? И самое главное: если человек уходит из алтаря, становится ли он автоматически предателем и теряется ли всякая надежда на спасение?

Заранее благодарю Вас за ответы, они для меня очень важны!!!

Олег Николаевич

Дорогой Олег Николаевич!