Вопросы прихожан священнику

Здравствуйте, уважаемый о. Константин!

Буду очень благодарен за разъяснение последствий шага, который я планирую предпринять.

Ситуация следующая: в октябре 2007 г. настоятель нашего храма предложил служить в алтаре, предупредив, что это — пожизненно. Я, совершенно не вникнув в обязанности, правила и образ жизни алтарников, дал согласие (пострижен по правилам не был). При этом почти с самого начала почувствовал себя не на своем месте, все равно как если бы колхозника направили управлять самолетом. Долго боролся с этим чувством, но оно лишь усилилось, и добавились досада и агрессия к самому себе. При этом, когда просто стою на службах в других храмах, на душе хорошо и спокойно, как будто это и есть то, чего душа хочет. Начинаю понимать, что заставлять себя служить далее будет ложью перед Богом, людьми и собой, но сознаю также, что отказ от служения, как ни поверни, — это предательство; замкнутый круг получается. Хочу в ближайшее время поговорить с настоятелем по поводу возможности «ухода в отставку», хоть и стыдно очень.

Я прошу прояснить Вас такие вопросы: действительно ли алтарник — это пожизнено? Какова каноническая ответственность алтарника за такой «демарш» с просьбой об отставке? Возможно ли удовлетворение этой просьбы? Отлучают ли за это от Церкви или от причастия? И самое главное: если человек уходит из алтаря, становится ли он автоматически предателем и теряется ли всякая надежда на спасение?

Заранее благодарю Вас за ответы, они для меня очень важны!!!

Олег Николаевич

Дорогой Олег Николаевич!

Спасибо за предельно внятный и такой искренний вопрос.

Служение алтарника — чрезвычайно важное и ответственное — не является пожизненным послушанием. Более того, на этом пути могут быть срывы и кризисы. Почему? По многим причинам. Например, человек думает, что все так благолепно, изящно в алтаре, а тут он сталкивается с характерами тех же священников по-настоящему (как в семье; только жена порой знает, каким может быть муж). Есть еще много других вопросов, о которых говорить подробно не буду. Это профессиональные дела, с которыми вы, конечно, знакомы. Хотя бы тот же труд. Один мой знакомый, мастер восточных единоборств, ставший алтарником, говорил, что он выматывается так, как никогда не выматывался на тренировках. Постоянно на пределе внимательности (умственной), всегда на ногах, много нового (чтобы профессионально вникнуть в богослужение, нужно лет 5–10). Все это делает труд пономаря (алтарника) предельно тяжелым.

Я сам был много лет алтарником и знаю, что это такое.

…Но будем говорить о вашей проблеме.

В любом случае вы не обязаны пожизненно нести такой крест. Это великое и важное служение, но оно не принудительное! Если вы не чувствуете в себе силы дальше служить на этом поприще, поговорите со своим духовником, и если он благословит, уходите.

Именно с благословения духовника!

…Однажды одна девушка попросила моего благословения на проживание в общежитии. Ей одной выделили двухместную комнатку. Благословил.