Вопросы прихожан священнику

Один знакомый пономарь (совершенно светский человек) стал плакаться, что вот он устроился в храм, а теперь ему душевно плохо. Зная этого человека, я предложил ему служить в храме до тех пор, пока ему не будет душевно хорошо. Прошел год. Плохо. Еще год — он говорит: «Как я вам благодарен, я на совершенно новый уровень понимания веры и служения в храме вышел…» «Теперь, — говорю, — можете уходить». Но он — остался.

Я это, дорогой, говорю потому, что каждый индивидуальный случай требует своего решения. Почему вы не хотите трудиться в алтаре? Психологические ли, экономические или какие иные причины? А может, гордыня? Может быть все, что угодно. Для того чтобы решить этот вопрос, нужна личная беседа с духовником. Если духовника нет — со священником, которому вы доверяете.

Только духовник, знающий истинные мотивы вашего желания уйти, сможет дать адекватный совет и благословение.

Ну а что касается канонической стороны вопроса: вы можете уйти из алтарников и при этом оставаться добрым христианином. Никто от причастия отлучить вас не сможет (кроме духовника; только духовник может отлучить человека от причастия!).

Никакого ужаса «демарша» я не вижу. Вы же не монах, который принял обеты. И монах может снять сан, хотя перед принятием решения стать монахом он проходит многолетний искус, испытание. И то, заметьте, Церковь оставляет для человека, который лет десять думал над этим и потом принял судьбоносное решение — стать монахом, пространство для свободного решения: остаться или уйти. Если монах уходит в мир — никто его не осуждает. Он может причащаться (после определенной епитимьи, наложенной за его несерьезность), но никто никогда не скажет, что он — не христианин.

Тем более еще проще в отношении алтарников. Вы просто можете попросить батюшку-настоятеля показать вам определения Соборов на эту тему. Он показать их не сможет, потому что их нет.

Но, чтобы ваш уход не был бегством, поговорите с духовником. Только зная истинные мотивы вашего желания, он подскажет — нести крест или уйти от этого служения.

Уважаемый о. Константин!

Недавно разговаривал с одной женщиной. И как горько было слышать следующее (цитирую): «Да они (священники) имеют по 50–60 тысяч в месяц, особенно зарабатывая на крещении, венчании богатых. Он вышел из церкви, снял облачение, положил на заднее сиденье «мерседеса» и поехал в ресторан. Это мне рассказал человек, сам служивший в церкви...»

Вот и готов приговор! Обывательская формула осуждения, твердо укоренившаяся в сознании очень многих...

Мои слова о том, что главное — покаяние в своих грехах, «сердце сокрушенно и смиренно...», не доходят до сознания, до сердца этих людей, в храме не бывающих...

Знаю вас, пастыря доброго, со времени Ваших выступлений по радио «Теос», еще студентом Духовной академии, знаю священников нашего собора со дня его открытия, а здесь растерялся, не знал, что ответить.

Так и хочется воскликнуть: «А вы хотя бы побудьте столько времени на ногах, как священники, вы, не бывающие в храме и судящие обо всем на основании злых чужих домыслов!»

Как мало мы благодарим наших пастырей, ведущих нас по пути спасения, как мало помогаем им!