Вопросы прихожан священнику

Храни вас Бог!

Ваш священник Константин Пархоменко

Вопросы прихожан

Человек в храме: традиции и обряды

Зачем нужно ходить в храм, можно ведь прекрасно верить в Бога и молиться дома?

Храм, или церковь, — место, где совершается богослужение. И, среди других, самое главное богослужение — Божественная литургия.

Ходить в храм — не значит ставить свечки и молиться перед иконами. Это как раз можно делать и дома. Прежде всего ходить в храм — значит участвовать в литургии, входить в общение с Богом, принимать в себя жизнь и силу Его. (Он Сам сказал однажды: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53).)

Что происходит на литургии? Священник берет хлеб и вино, он и все верующие, собравшиеся в храме, молятся, и Бог таинственным образом претворяет хлеб и вино в Свои Тело и Кровь. Претворяет — значит невидимо изменяет, творит из земных веществ что-то новое.

«Тело» в древности означало живого человека, кровью обычно скреплялся Завет Бога с людьми. Когда Христос устанавливал Таинство Причащения, Он хотел сказать следующее: под видом хлеба и вина Я, Живой, буду с вами. В этом и есть тайна Нового Завета.

Итак, Таинство Причащения — это свидетельство о присутствующем с нами Боге! И не просто свидетельство — это Таинство встречи с Богом! Причащаясь, мы соединяемся с Господом, принимаем в себя Его живительную, благодатную силу.

А теперь сами себе ответим на вопросы: мы хотим иметь вечную жизнь? Хотим стать причастниками Божией силы? Хотим, чтобы наше общение с Богом стало не прохладно официальным (как у крещеного, но невоцерковленного человека), а живым, семейным? Если хотим — должны идти в храм.

…Когда двое людей любят друг друга, они хотят быть вместе, они обнимаются, целуются. Они не могут вынести разлуки и скучают друг по другу. Так и человек, любящий Бога. Он скучает без Бога, тоскует. Евхаристия — это Таинство единения человека с Богом. И оно совершается в храме.

Нужны ли вообще храмы, церкви? Были ли они у древних христиан? Бог что, «обитает» в храме?

Бог обитает везде. Церковь же — это место, специально посвященное Богу. Построенное для прославления Бога, для молитвы, для совершения Таинств.

За тысячу лет до Пришествия Христова, построив в Иерусалиме Храм, царь Соломон так обратился к Богу: Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил; но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне. Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: “Мое имя будет там”; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем... услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй (3 Цар. 8, 27–30).

Вот это очень важное утверждение: Богу ли жить на земле? Мы прекрасно понимаем, что Небо и небо Небес не вмещают Бога, но просим обратить внимание на наши искренние молитвы, стояния перед Богом, покаянные поклоны, прийти сюда, где мы собрались вместе.

Храмы были в Ветхом Завете, храмы были и у древних христиан. В Евангелии от Луки читаем, что после отшествия Господа на небо Его ученики пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лк. 24, 53). Или апостол Павел говорит: я пришел в Иерусалим для поклонения (Деян. 24, 11), а в другом месте: молился в храме (Деян. 22, 17).

А вот сообщение книги Деяний Апостольских: Целый год (первые ученики Христовы) собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами (Деян. 11, 26). Здесь «церковь» — Иерусалимский храм. Первоначально христиане молились в Иерусалимском храме, в синагогах, а после разрушения Храма в 70 году стали устраивать собственные храмы и церкви.

О том, что храмы сохранятся до Второго пришествия Христова, убедительно сообщает нам Иоанн Богослов в Апокалипсисе: откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2 Фес. 2, 3–4).