Вопросы прихожан священнику
Православие не призывает человека жить так, чтобы нищенствовать, — это крайность. Так могут жить монахи, особые несемейные подвижники. Семейный человек должен трудиться, зарабатывать хлеб своим трудом, нормально содержать семью. Православный человек может очень хорошо зарабатывать и разумно распределять свои средства, оставляя часть на храм, на помощь бедным. Каждый выбирает самостоятельный путь жизни. Растерять свои сбережения и впасть в крайнюю бедность (по своей вине) — это не удел православного человека, это удел глупого человека.
Свекровь сказала, что измены — дело обычное, и она не знает ни одного мужчину, который бы не изменял жене. И, от чего у меня вовсе дар речи пропал, она бросила тень на моральный облик белого священства, с недоказанными фактами, конечно. Хотела ли она этим оправдать поведение своего сына? Не знаю. Только как Церковь относится к изменам в венчанных браках?
Полина
Милая Полина! Я знаю множество мужчин-христиан (может быть, сотни две-три) и уверяю вас, что из них (когда они уже были христианами) изменяли жене процентов около 10. И если в их жизни были измены (или в прошлой, дохристианской, жизни, или уже в нынешней, христианской), они воспринимаются мужчинами-христианами не как норма, а как катастрофа. Среди неверующих изменяют жене, думаю, процентов 70.
Про священников говорить не буду, это просто оскорбительно и нечестно — поступать так, как поступает ваша свекровь, говорить что-то, на самом деле ничего не зная. Падения среди священников бывают, но это, поверьте, совершенно исключительные, крайне редкие случаи.
Измена в венчанном браке — это повод к разводу. Но мы и тут можем проявить милосердие, понимание, чего я сторонник. Может быть, ваш муж изменил вам под влиянием обстоятельств, превосходящих его силы?.. Например, вы не могли быть с ним близки (по какой-то причине) более или менее продолжительное время и он не выдержал воздержания.
Или вы были в ссоре, и он таким своеобразным образом пытался отомстить? А может быть, все еще проще: ваш супруг просто имеет очень поверхностное представление о браке? Судя по словам вашей свекрови, можно предположить, что и у ее сына может быть такое же представление. Что, дескать, мужчина — это самец, и изменять жене — в порядке вещей… Согласитесь, в таком случае ваш муж просто дезинформирован (и может быть, сам хочет оставаться в уютном лоне таких представлений), и к нему можно отнестись мягче.
Мириться ли с этим? Нет! Но и не спешить к разрыву в отношениях. Мягко, тактично, но и серьезно «работать» над мужем, воспитывать его. Привести к верному, более глубокому пониманию брака, в котором измены будут мыслиться как предательство, как что-то абсолютно невозможное.
Все мы неидеальны, и, соединяясь в браке, муж и жена должны помогать друг другу стать совершенней.
Есть ли у Церкви откровение по поводу того, чем будут заниматься люди в Царствии Небесном после Воскресения? Глупо, конечно, вспоминать красочные сектантские брошюры, в которых группки разнополых и разновозрастных созданий с единообразно улыбающимися физиономиями прогуливаются по цветущим лужайкам, или картины мусульманского рая с возлежащими гуриями. Но все-таки интересно узнать, как Православие подходит к этому вопросу? В Писании сказано, что жениться и замуж выходить уже не будут, но будут как Ангелы на Небесах. А в чем будет заключаться смысл жизни тех, кто уже сумел спасти свои души в этом грешном міре? Что же суждено избранным в Вечность?
Андрей
Отвечать подробно было бы делом сложным. Скажу несколько слов. Конечно, никаких фонтанов шампанского и обнаженных дев в Царстве Небесном нет. А что есть? Мы слишком мало об этом знаем. Лишь столько, сколько было открыто в Священном Писании и опыте святых отцов. И все они говорят о том, что главным опытом жизни в Царствии Небесном будет опыт богооприобщения. Начинается этот опыт во время земной жизни. Еще здесь, живя на земле, мы можем ощутить блаженство единения с Богом, пусть на мгновения (как бывает у каждого из нас) или на минуты и часы (как бывает у подвижников веры). Это блаженство единения с Богом, источником всякой радости, мудрости, красоты станет всегдашним состоянием человека, возжелавшего жить по-Божьи.
А чем мы будем там заниматься, это нам не открыто, потому что это не так и важно, если мы знаем главное. Такие писатели, как, например, Юлия Вознесенская (в книге «Мои посмертные приключения»), К.С. Льюис (в книге «Расторжение брака») и многие другие, пытались что-то придумать, у кого-то получалось более интересно, у кого-то нет, но все это лишь гипотезы.
Может быть, потому Господь не открыл подробностей нашего прославленного вечного бытия, что не хочет, чтоб мы стремились к христианской жизни ради конкретной награды. Он хочет, чтобы мы возлюбили истину ради самой истины, Его ради Него Самого, а не ради загробных «удовольствий».