Вопросы прихожан священнику

Отнюдь нет. Помню, что, когда я поступил в духовную семинарию, на одной из первых лекций преподаватель говорил: «Братья, помните, что с того момента, когда вы решили связать свою жизнь с Церковью и поступили в семинарию, вы стали врагами диавола. Ему неинтересно искушать людей мирских и неверующих. Они и так в большинстве принадлежат ему. Но его брань — против тех, кто серьезно решил служить Христу. Все стрелы ада направлены на Обводный, 17!» (Обводный, 17 — адрес Санкт-Петербургской духовной семинарии и духовной академии.).

Несколько лет спустя я прочитал в «Прологе» (книге церковных поучений на каждый день) за 21 февраля подтверждение слов старого профессора. «Мы (бесы), — отвечает бес одному из подвижников, — воюем только с теми, которые вооружаются против нас молитвою, а с ленивыми не боремся». Почему не борются? Потому что не радеющий о душе человек и так принадлежит бесам…

Я боюсь, что мои дети станут бесноватыми. Как их уберечь от этого?

Лучше меня на этот вопрос ответит преподобный Анатолий Оптинский: «Что касается детской боязни быть во власти диавола через какую-то колдунью, то этим ты только доказываешь, что понятия твои о христианине, о Боге, о дьяволе суть понятия деревенской бабы. Если в свиней не смели войти бесы без воли Иисуса Христа, как войдут в людей?»

От нас зависит привести детей в храм, научить их молиться, рассказать им о Божественной литургии, приобщить к постоянному причащению, которому предшествует Таинство исповеди с раскаянием в содеянных грехах.

Как родители мы должны следить за детьми, как садовник смотрит за хрупким драгоценным растением. Поливать, рыхлить землю, удобрять, вырывать сорняки, оберегать от хищников. То есть помогать детям расти в чистоте и доброте. Ежедневно молиться о детях. А остальное предоставить Богу.

Я знаю одну семью, где ребенок ведет себя, как бесенок. Кусает и бьет родителей, совершает несвойственные для ранней юности грехи. Как проводит этот ребенок свободное время? Он целыми днями лежит перед телевизором. Родители на него не обращают внимания — и при этом опасаются, что в их ребенка кто-то может вселиться. Вот таким родителям, пожалуй, есть чего опасаться.

Целительство

Иисус говорит: «Кто не против вас, тот за вас». Но почему Церковь отрицательно относится к целителям, читающим молитвы, и т.п.?

Слова Христа кто не против вас, тот за вас (Мк. 9, 40; Лк. 9, 50) были сказаны по совершенно конкретному поводу. Речь шла о людях, еще не вошедших в число учеников Христовых, но не входивших и в число недоброжелателей Иисуса. Эти люди, иудеи, видели, что Иисус — больше, чем человек. Кто Он — пророк, долгожданный Мессия и Спаситель мира? Во всяком случае, они, изгоняя бесов из людей, произносили имя Иисуса как Имя Того, в чьей власти помиловать больного или на время попустить болезнь; изгнать из одержимого сатану или оставить все как есть.

Эти заклинатели, о которых говорит Иисус, не примкнувшие пока к христианам, находились на расстоянии всего нескольких шагов от подлинной веры. Сегодня они еще не входят в число Его последователей, но завтра-послезавтра наверняка сделают этот шаг. Запретить им пользоваться именем Иисуса значило бы оттолкнуть их от веры. (Вспомним, что тогда, когда проповедовал Иисус, многие люди просто не знали, как к Нему относиться. Как к Божиему посланцу, как к пророку или как к обычному человеку?..)

Совсем иное — современные целители, практикующие в ту эпоху, когда четко проговорено: где Церковь с ее спасительными дарами и где магия, колдовство и прочие бесовские дела. Нынешние целители одинаково легко и безответственно оперируют в своей практике и колдовскими обрядами, и церковными традициями. «Вот тебе заговоренная соль. Ее высыпь на отпечаток следа врага, потом пойди в храм, поставь семь свечек за упокой его души и каждый день читай по три раза «Отче наш»…»

Подобные целители не стоят даже на пороге Церкви. Это в большинстве своем прагматичные, хитрые люди. Элементы церковного культа им нужны для того, чтобы у пациента создалась иллюзия, что над ним совершаются обряды, соответствующие духу Православной Церкви.

Или же колдунья просто повторяет «рецепты», существовавшие до нее, может быть, перешедшие ей от бабушки, а туда включены молитвы, святая вода, свечи и проч.