Вопросы прихожан священнику

Многих это от Церкви отпугивало или по крайней мере побуждало относиться к ней не всерьез. Это тоже была акция сатаны.

Сегодня методы другие. Много издается книг о вере, имеющий уши — может услышать, прийти в храм, начать новую жизнь. Что делать лукавому? Исказить представления о вере, запутать человека, повести по ложному пути. Например, внушить, что святые — это не маяки в вере, не ориентиры наши в духовной жизни и примеры послушания Матери Церкви, а целители; Ангелы — добрые друзья, всегда готовые помочь нам в бизнесе и в личных делах.

Это не вера, это пародия на веру. Думаю, что однозначно это уловка лукавого, и горе тем, кто становится его агентом, кто способствует этому.

Супружество глазами Церкви

В каком возрасте можно вступать в церковный брак?

Согласно церковным постановлениям, девушкам — с 16 лет, юношам — с 18.

Зачем перед венчанием исповедоваться и причащаться?

Существует такая практика: перед Таинством Венчания будущие супруги приходят в храм, исповедуются и причащаются. Это замечательный обычай. Вступление в брак – новый, очень важный этап в жизни. Желательно, чтобы, давая друг другу обещания вечной любви, верности, доброты, молодые люди раскаялись и совершенно отверглись всего греховного и злого, что было в прежней жизни. Это как подведение итогов... И раскаяние в прежних ошибках и глупостях… с твердой решимостью никогда их не повторять.

Венчание никак не связано с гражданской регистрацией. Собственно, для Церкви благодатное значение имеет именно венчание, а не регистрация в ЗАГСе. Однако в последнее время религиозная культура людей сильно снизилась. Сегодня человек ходит в храм, завтра — не ходит. Сегодня он считает, что верит в Бога, через год он считает, что церковные Таинства и обряды не имеют для него никакого значения и никакой благодатной силы. Кроме того, современные люди очень легко и безответственно относятся к брачному союзу. Сегодня живут вместе, завтра — расстались. А ведь церковный брак, кроме благодатной помощи, никак юридически двух людей не связывает… Все это побуждает Церковь требовать от вступающих в брак людей подтверждения серьезности их намерений. Регистрация брака вносит в намерения желающих жить вместе людей хоть какую-то серьезность. Тот, кто регистрируется, по-настоящему хочет строить супружеские отношения, готов взять на себя обязательства и перед лицом гражданского закона. Поэтому Церковь обычно совершает Таинство Браковенчания только над теми, кто вступил в официальный гражданский брак.

Чем отличается влюбленность от любви?

Начну издалека, с отношений человека и… Бога. Мы знаем, что, когда человек приходит к вере, все его существо пылает большой любовью к Создателю. Эта любовь, а вернее было бы назвать ее влюбленностью, к Богу помогает человеку отказаться от грехов, начать новую жизнь. Богословы это чудесное упоение человеческой души благодатью, называют благодатью призывающей. Однако проходит какое-то время, и Господь предлагает человеку самому, по свободной воле, через трудности и препятствия идти к Нему, ибо подлинная любовь подразумевает не только озарение свыше, но и личные усилия человека. Разве вы этого не замечали? Сначала в вере все легко, все получается, потом приходится преодолевать трудности. Многие, кстати, на этом этапе отходят от веры и Церкви.

С похожей ситуацией мы сталкиваемся и в отношениях мужчины и женщины. Сначала влюбленность. Это головокружительное чувство, когда кажется все таким легким — принимать другого, бороться с его и своими недостатками, получать от этой влюбленности силы к активной светлой жизни.

Но со временем первый пыл влюбленности гаснет, и наступает время семейной рутины, привычки и обыденности.

Любовь прошла? Нет, прошла влюбленность, аффект. Но осталась ли любовь? А вот это зависит только от нас, потому что подлинная любовь подразумевает усилия с нашей стороны, для достижения любви надо трудиться.