Вопросы прихожан священнику

Создание народа Божиего, предназначение которого — служить высшим целям домостроительства и в результате явить Мессию (см. Исх. 19).

Предсказание о новом Моисее (см. Втор. 18, 15, 18). В этом пророчестве уже постепенно проясняются черты Мессии. Он будет таким же, как великий Моисей, но еще более могущественным и мудрым.

Пророчество о Вечном Царстве потомка рода Давидова (см. 2 Цар. 7, 5–6; 1 Пар. 17, 4–15). В этом пророчестве уже конкретизируется род, из которого произойдет Мессия. Также в этом пророчестве Избавитель уже связан с Царством Господа, и Он будет Его Помазанником и Сыном.

Начиная с пророка Амоса в VIII веке до Р.Х., в Израиле возникает уникальное пророческое движение. Такого история еще не знала. Этим пророкам больше других было дано заглянуть за границы того исторического пространства, в котором они жили.

Современником Амоса был Исаия. Он первым из пророков подчеркивает, что Мессия будет конкретной личностью: Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14). Пришествие Мессии, по мысли пророка Исаии, преобразит всю тварь, он будет «помазан» Господом (то есть поставлен) на служение правде и истине. Помазанник Господень утешит смиренных, пленных и опечаленных, даровав им вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славную одежду (см. Ис. 61, 3). Даже имя Его божественно: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9, 6). Обилие и богатство мессианских элементов в книге Исаии столь велико, что она первенствует в списке пророческих писаний не только в христианской Библии, но и у евреев.

Параллельно Исаии учение о Пришествии Мессии другие пророки тесно связывают с темой Суда Божиего над Израилем и народами. Пророк Иеремия дает грядущему Царству имя новый завет (Иер. 31, 31); пророк Иезекииль называет его завет вечный (Иез. 37, 26).

Позже, в пророчествах Аггея, Захарии и Малахии, идет развитие подобной темы. Пришествие Мессии понимается как справедливый суд Бога над грешниками. В книге пророка Даниила Мессия и Его Царство в противоположность царству чудовищ олицетворены в образе Сына Человеческого.

Вот такова в общих чертах история израильского пророческого движения. Христианская Церковь провозглашает, что два тысячелетия назад в мир пришел Тот, Кого так ожидали, о Ком так много писали. Однако в христианстве пророчество не упразднено, оно лишь вышло на другой уровень. Теперь только через Христа мы имеем доступ к Отцу Небесному и, соответственно, познание всех тайн мира. И этот дар предлагается каждому, следует лишь пойти по пути святой и праведной жизни. Каждый православный христианин в миропомазании получает благословение на пророческое служение, и нам лишь следует воспользоваться подаваемой харизмой.

Что такое мощи?

Мощи — это останки святых подвижников.

Мы говорим, что смысл человеческой жизни — достичь спасения. Спасение — это соединение с Богом, и оно возможно не как то, что когда-то ожидается, а как то, что может наступить уже сейчас. Святые отцы называли это обожением. Мы чаще называем это другим словом — «святость». И тут важно заметить, что не только душа, но и тело подвижника становится «причастником Божеского естества». Тело участвует в подвиге, тело упражняется в посте, претерпевает голод и холод. Словом, тело — друг человека, а не враг. И Христос воскрес в теле, прославленном и преображенном. А значит, тело — не просто грязная одежда, которую можно сбросить и забыть… Именно поэтому после разлучения души подвижника от тела мы его останки благоговейно погребаем или полагаем в ковчеге, гробнице и воздаем святому почести.

Об этой любви к останкам святых мы читаем и в Библии, узнаем из истории Церкви.

В почитании мощей центральная идея — почитание не тела как такового, а благодати Божией, действующей в теле, преображающей его.

Что такое «часть мощей»? Разве хорошо делить мощи на части?