Sect Studies

Инициированные последователи Нирмалы Дэви поклоняются ее “лотосным стопам” или непосредственно, или на фотографии. “Ее Милость принимает Пуджу лично или Своим всепроникающим присутствием”.[726] К Нирмале обращены многочисленные молитвы, тексты которых печатаются в литературе, издаваемой сектой. Большая часть из этих молитв представляет собой повторение имени Шри Матаджи Нирмалы Дэви в сопровождении различных эпитетов. Считается, что “Имя Матери обладает очень большим могуществом. Это самое могущественное имя среди прочих имен”.[727] Краткие молитвы-заклинания написаны на санскрите в форме мантр, которые также преподносятся как “самые сильные”. Пространные молитвы — на том языке, на котором напечатано данное издание. Вот, например, отрывок из одной молитвы второго типа:

Ты — Первозданная Мать, пришедшая спасти человечество. Слава Тебе во веки веков!.. Твои руки и стопы — источник четырех рек Рая. Слава Тебе во веки веков! Ты — Святой Дух, обещанный Христом. Слава Тебе во веки веков![728]

Есть еще молитвы, составленные на латыни с транскрипцией и переводом, в подражание римо-католическим литаниям Деве Марии.

“Могут сказать, что такое преклонение может привести к рабству, — замечает Нирмала, желая это преклонение оправдать. — Но в рабстве вы испытываете боль, страдание и муки, тогда как преклонение дает вам радость, полную свободу, силу, красоту и великолепие. Назовете вы это рабством или как-то еще, это не имеет значения…".[729]

Помимо тщательно разработанных обрядов поклонения Матаджи “имеются также соответствующие методы медитации, дающие энергетическое питание человеку, и методы, позволяющие быть в состоянии медитации постоянно. И, наконец, есть пути достижения стадии, когда вы, не медитируя, все время находитесь в состоянии медитации”.[730] Ежедневная медитация и посещение (не реже раза в неделю) воскресных утренних пудж и “коллективных занятий” вменяется в обязанность каждому сахаджисту. “Оставьте свои дома и приходите в ашрам”, — призывает Нирмала своих последователей. Воскресная пуджа включает в себя молитвы, песнопения, ритуальное омовение изображения Шри Матаджи и беззвучную медитацию. Обычно после пуджи совершается совместная трапеза.[731] Кроме этого, адепты исполняют разного рода оккультные практики и обряды (“чистку чакр” и другие) и беспрекословно совершают всевозможные странные предписания, например, ежедневно парить ноги в соленой воде. При этом обряды других религий называются не иначе, как “ритуальный вздор”, “глупости”, “абсурдные вещи”.

Непосредственно Нирмале подчинены назначенные ею “международные лидеры”, им, в свою очередь, — лидеры местных отделений. “Следует знать, что у меня одна связь с вами, — говорит Шри Матаджи своим рядовым ученикам, — через вашего лидера… Прежде всего вы не должны [его] критиковать. Не используйте свой ум для критики… Надо не критиковать, а одобрять”.[732] Существует составленный Нирмалой “Протокол”, расписывающий отношения простых сахаджистов к лидерам и лидеров между собой. “Протокол” должен неукоснительно соблюдаться. Отлаженной работой своей секты Нирмала вполне довольна: “Я ничего не делаю. Самый ленивый человек, которого можно себе представить, это я. Если на меня работает совершенная организация, то чего мне беспокоиться?”[733]

Местные общины секты именуются “коллективами”. Считается, что “коллективность и коллективное сознание имеют большое значение во Вселенской Чистой Религии… которая действует и проявляется в основном коллективным образом…”.[734] Более того, Нирмала уверяет, что “коллективность — это единственный способ, с помощью которого вы можете очиститься”.[735] “Коллектив” сахаджистов призван быть монолитным и сплоченным, что должно обеспечиваться доносительством и запретом на критику:

Коллектив не должен позволять никакому члену выступать против другого члена или против лидера, но международного лидера можно информировать напрямую. <…> Ничего не должно скрываться, держаться в тайне. <…> Коллектив не должен никому позволять создавать группы на какой бы ни было основе. <…> Коллектив должен располагать на основе Вселенской Чистой Религии полными сведениями о силах, действующих против духовного роста, и проявлять осмотрительность по отношению к ним.[736]

Носителей этих сил, проникших в секту, Нирмала предостерегает: “Любому, кто пытается строить интриги, играть с Сахаджа-йогой, причиняется сильный вред”.[737] Обо всех происках известно “Матери”: “Я знаю, что вы делаете. Я знаю, знаю все о вас”.[738]

Непослушные и сомневающиеся быстро изгоняются. Известно, что Матаджи отвергла некоторых своих учеников. Тем не менее они продолжали верить в силу ее учения, им было трудно бросить практиковать методики, которым она учит, и приспособиться к нормальной жизни.[739] Чтобы угроза изгнания из “коллектива” была более действенной, Нирмала внушает своим последователям фобию выхода из секты: