Sect Studies

В настоящее время в самой Индии активистов движения насчитывается не более 2000 человек, а за ее пределами проживает еще около 3000 адептов “Сахаджа-йоги” (в Европе едва ли более тысячи близких учеников Нирмалы),[757] однако существует значительная паства Шри Матаджи в России, где есть центры “Сахаджа-йоги” в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Тольятти, Воронеже, Набережных Челнах, Челябинске и десятках других российских городов. Координирует работу центров гражданин Австралии Богдан Шехович.[758] Нирмала Дэви регулярно наезжает для проведения пудж в Москву, Санкт-Петербург и Киев. Последний раз она собрала большую аудиторию в Москве на стадионе в Крылатском в августе 1997 года.

В Санкт-Петербурге секта, получившая в 1996 году государственную регистрацию, действовала с 1989 года и к 1998 году набрала до 2000 человек, получивших “реализацию”.[759] Здесь Нирмала с помощью бывшего лидера питерских сахаджистов, вице-президента Петровской Академии наук и искусств Ю.А. Воронова, умудрилась попасть в почетные академики. Слава Богу, стараниями протоиерея Александра Новопашина из Новосибирска, ее звание было признано недействительным на III съезде Петровской Академии. В настоящее время в Петербурге действует несколько “площадок”, на которых проводится “вводный курс” для новичков (собирается 100–150 чел.). Одним из таких “плацдармов” для наступления секты в течение нескольких лет и до последнего времени являлся психологический факультет Санкт-Петербургского госуниверситета.[760]

Подобно Сёко Асахаре и Шри Чинмою, пытавшимся сфабриковать впечатление о поддержке их деятельности лидерами традиционных религий, Нирмала Дэви довольно долго утверждала, что ее благословили распространять в России “Сахаджа-йогу” Патриарх Алексий II и митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), и демонстрировала свой фотопортрете владыкой. Пресс-служба Санкт-Петербургской епархии была вынуждена давать опровержения.

Наиболее удачно секта действовала в Тольятти, где не один десяток тысяч человек побывал на публичных программах Нирмалы. Конечно, не все из них стали преданными сахаджистами, но все же число сахаджа-йогов в Тольятти на пике популярности секты в 1995–1996 годах было порядка нескольких тысяч. В начале 1996 г. Нирмалу Дэви благосклонно принял мэр Тольятти Сергей Жилкин. После этой встречи она призналась: “Вы первый мэр, который решил со мной встретиться”. Руководство АвтоВАЗа финансировало “гастроли” Нирмалы Дэви в Тольятти, после которых некоторые из получивших стадионную “реализацию были вынуждены, по словам главврача городской психиатрической больницы Валентина Евдокимова, пройти курс лечения в его учреждении. Юрий Александров, один из лидеров тольяттинских сахаджистов, был даже избран депутатом городской думы. Более того, он стал председателем комиссии по молодежной политике гордумы. Среди Тольятти неких последователей Шри Матаджи есть медики, журналисты, воспитатели и заведующие детскими садами, преподаватели средних школ. Многие из них использовали свое служебное положение для пропаганды “Сахаджа-йоги”.[761] Так, в мае 1993 г. в Тольятти проходил семинар сахаджа-йогов, в котором приняли участие представители из 25 городов России, Украины и Белоруссии. Участники семинара посетили 48-ю школу, в которой в течение 1993 года 26 детей двух первых классов обучались методике “Сахаджа-йоги”.[762]

В феврале 1996 г. в Москве состоялась встреча сахаджистов, на которой присутствовали 313 представителей отделений секты из 94 городов и поселков России и стран СНГ и 500 сахаджа-йогов из Москвы. На этой встрече “Московский Союз Сахаджа-йогов” поделился своим опытом распространения учения Нирмалы Дэви через различные международные форумы и выставки, участие в фольклорных праздниках (типа “проводов русской зимы”) и работу в ньюэйджевской творческой лаборатории “Грядущее”, созданной при Московской городской думе. Тольяттинские сахаджисты рассказали о том, что им удалось проникнуть в исправительно-трудовые учреждения, наркологические диспансеры, Молодежный парламент при мэрии Тольятти, и о том, что они создали керамический цех и начали выпускать газету “Поколение”. Воронежцы поведали об успешной вербовке в научно-исследовательских институтах, вузах и школах. Новосибирские сахаджа-йоги похвастались “научными исследованиями” сахаджа-йоги, проведенными в Новосибирском институте медицинской и биологической кибернетики РАМН, а так же участием в Международном конгрессе “Наука и образование на пороге третьего тысячелетия”. Добавим, что филиалы секты зарегистрированы как общественные благотворительные организации.

Последнее, на что хотелось бы обратить внимание, — это попытки фольклорной мимикрии, предпринимаемые “Сахаджа-йогой” в России. Русскоязычные издания секты полны лубочных картинок с куполами церквей и Богородичными иконами (иногда в виде Богородицы изображается сама Нирмала). При секте действуют разного рода коллективы исполнителей русских народных песен и плясок. У “Сахаджа-йоги” установлены также связи со “славянскими язычниками”. Кроме того, несмотря на жесткое неприятие Нирмалой конкурирующих гуру-движений, русские сахаджисты участвуют вместе с ними в различных конференциях и мероприятиях. Так, 22 и 23 апреля 1996 г. в Киеве проходила встреча псевдовосточных сект, в которой, помимо представителей “Сахаджа-йоги”, приняли участие последователи Шри Чинмоя, раджнишисты, неокришнаиты, необуддисты и неосуфии. Но поскольку все участники были уверены в исключительной истинности собственных доктрин, главной темой выступлений были их попытки убедить в этом друг друга.

“Ананда марга”

1. “Ананда марга” — это закрытая тайная организация, устроенная по военному образцу

Прабхат Ранджан Саркар (1923–1990) — создатель “Ананда марги” — (АМ), самой, пожалуй, зловещей псевдоиндуистской секты, родился в штате Бихар (Восточная Индия). Он пробовал себя в журналистике, служил бухгалтером железнодорожных мастерских в своем родном штате. Согласно мифологии “Ананда марги”, сразу после рождения он потянулся не к материнской груди, а взял стакан молока и выпил его.

Например, во время вооруженного китайско-индийского конфликта в Гималаях он якобы остановил своей духовной силой наступление китайской армии и заставил ее в 1962 году отойти в Тибет.[763]

Саркар вращался в окружении Чандры Боса — индуистского коммуналиста, создавшего радикальную националистическую организацию, связанную с германскими нацистами и боровшуюся с Британией.

В 1955 году в Бихаре Саркар основывает “Ананда маргу” (“Путь блаженства”) и объявляет себя “Шри Шри Анандамурти” (“дважды господином и образом [вечного] блаженства”). Другие его самонаименования: “Гурудев”, “Отец”, “Баба” (“Папа”). Символической эмблемой своей организации Саркар сделал свастику на фоне восходящего солнца, вписанного в шестиконечную “звезду Давида”.

В 60-70-е годы, время наибольшей активности гуруистских культов, AM становится международной организацией, имеющей сеть филиалов в США, Западной Европе, Азии, Африке и Австралии. В 80-х годах AM начинает проникать в страны Восточной Европы и в СССР. Число членов секты к 1982 году, по заявлению самих сектантов, составило 3 млн, из них 20 тыс. — в США; по данным американского госдепартамента — 400 тыс., из которых 5 тыс. — в США.[764] В настоящее время штаб-квартира AM расположена в Калькутте, а основные зарубежные центры — в Нью-Йорке, Лондоне, Берлине, Гонконге, Маниле, Сиднее и Найроби; численность секты — около 250 тысяч.

AM — это закрытая тайная организация, устроенная по военному образцу и привлекающая новых членов посредством личной вербовки, после проверок и испытаний. Секта имеет жесткую и сложную иерархическую структуру. На вершине пирамиды до 1990 г. стоял Анандамурти — гуру и вождь, неоспоримый авторитет, у которого члены секты находились в полном подчинении и которому поклонялись, как живому богу. Ближайшее его окружение — садвипра (“просветленные”, “праведники”), или “садху”, считаются “духовной элитой”, людьми будущего, обладающими “космическим сознанием” и сверхъестественными способностями. Они готовы к самопожертвованию и насилию, которое, согласно Анандамурти, “есть квинтэссенция жизни… власть может быть захвачена только силой”.[765] Установить в мире “власть просветленных” (“садвипра радж”) Анандамурти планировал к 2005 году. Первым шагом к этому должен был стать приход к власти созданной им политической партии — PROUT (Progressive Utilization — “Прогрессивное использование”), во главе которой и стали садвипра. PROUT не достигла в Индии особых политических успехов, даже создав так называемый Прутистский блок, зато приобрела дурную славу террористическими методами борьбы со своими противниками. Европейский центр PROUT находится в Копенгагене.