Sect Studies

5. В России, как и в других странах, AM действовала через благотворительность, используя гуманитарную помощь как отмычку к сердцам чиновников

В самом конце 80-х AM появилась в Минске, а затем, на рубеже 90-Х, была сформирована санкт-петербургская ячейка. Санкт-Петербург и стал центром российского филиала AM. В Москве секте развернуться не удалось: действовала только небольшая группа последователей. Вербовщики AM искали рекрутов в среде приверженцев “восточной духовности”. Часто “ачарии” посещали летние медитационные лагеря ньюэйджеров, где пропагандировали учение Анандамурти и всем желающим давали посвящение. Применительно к российской ситуации, политический радикализм до времени скрывался. В1992 г. в СНГ было около 30 ачарий и 150 маргов. Как и в других странах, AM действовала через благотворительность, используя гуманитарную помощь как отмычку к сердцам чиновников. С ее помощью марги проникали в школы. Как рассказал один из бывших руководителей российского отделения AM, верхушка секты опиралась на циничный принцип: “кто кормит, тот и хозяин”. Были также попытки взять под свой контроль детский дом в Петербурге, которые, слава Богу, не увенчались успехом.

AM впервые зарегистрировалась еще в 1992 году в Приморье. В том же году AM получила в поселке Тигровом под Хабаровском участок земли и устроила сельскохозяйственную коммуну, попытавшись при этом занять дома местных жителей.[785] Еще одна сельскохозяйственная община приобрела землю за все ту же “гумпо” в деревне Ламаха под Санкт-Петербургом. В начале 1993 года AM получила государственную регистрацию, а в конце того же года зарегистрировала и фасадную общественную организацию — “Благодатный путь”. К этому времени на территории бывшего Советского Союза действовало уже около 50 ачарий…

Казалось, дела у секты идут вполне успешно. Но в российском руководстве AM вспыхнула борьба за контроль над распределением гуманитарной помощи, которая в сочетании с общей смутой и борьбой за власть, начавшейся в AM после смерти Анандамурти уже на международном уровне, привела к сворачиванию ее деятельности в столицах. Некоторые бывшие марги образовали группы так называемых “духовных танцев”. Покинувший секту высокопоставленный марг рассказывал, что отказаться от медитации ему было так же сложно, как от наркотиков, да и воздействия их были схожи.

В 1994 г. была отменена регистрация секты в Приморье — Арбитражный суд Хабаровска признал местную организацию “религиозной с фанатичным уклоном”. Однако уже на следующий год организация вновь регистрируется под названием “АМУРТ — Владивосток” и до сих пор благополучно существует как в Приморье, так и в Хабаровском крае. Более того, на Дальнем Востоке, где местному отделению секты помогает японский филиал, число маргов постепенно растет.

В Приморье базой AM стало фермерское хозяйство “Красная поляна” в Анучинском районе. В Хабаровске, после отказа мэра города Телевича передать в распоряжение секты детский сад, AM вчинила ему судебные иски, но безрезультатно. Тогда на одну из последовательниц AM был зарегистрирован частный вегетарианский детский сад. Попытка зарегистрировать аналогичный детский сад была предпринята и во Владивостоке, но что-то в последний момент сорвалось.[786]

Помимо Дальнего Востока, активность AM заметна в Алтайском крае.

Псевдотантристы: “Ашрам Шамбалы”, А. Лапин и другие

1. Наиболее одиозным псевдотантрическим гуру отечественного происхождения следует считать Константина Руднева

С тантризмом произошла интересная история. Как вы помните из 8-й главы, тантризм как эзотерическая оккультная традиция индуизма существовал как в виде довольно широкого течения “правой руки”, так и в виде тайных сект “левой руки” уже с первых веков по Р.X. Реформаторы индуизма прошлого и первой половины нынешнего столетия, уязвляемые упреками христианских миссионеров и имея перед глазами образец строгой христианской этики, стыдились тантры “левой руки”; одни из них скрывали свою приверженность к тантрическим практикам, другие относились к тантризму с отвращением. Как пишет Б. Фаликов, “неоиндуизм… стремился возродить классическую чистоту, открещиваясь от "сексуальных безобразий" недавнего прошлого”[787] Теософы считали тантризм “левой руки” худшей формой чёрной магии. “Миссия Рамакришны” по сию пору старается не афишировать, что учитель Вивекананды имел шакти. Ганди на вопрос об эротических скульптурах древних храмов ответил: “Будь моя воля, я бы их уничтожил”.[788]

Западный мир узнал об аутентичной религиозной форме тантризма из книг английского судьи Джона Вудрофа, писавшего в начале XX столетия под псевдонимом Артур Авалон. Но в первой половине XX в. на Западе тантрой интересовались только маргинальные интеллектуалы-“традиционалисты” или черные маги типа Алистера Кроули. Когда же во второй половине века здесь произошла “сексуальная революция”, изменилось отношение к тантризму как в самой Индии, так и на Западе, где “секс по-тантристски” стал одним из элементов современной поп-культуры. Быть “тантристом” стало модно в среде “духовной элиты”. Вульгаризированный популярный тантризм сделался компонентом многих групп движения “Нью эйдж”.

В Советском Союзе по понятным причинам интерес к тантризму возник гораздо позже, чем на Западе, только где-то в конце 70-х годов. В самиздате ходили порукам переводы “Змеиной силы” Авалона, проповедей Раджниша, книг Эванса-Венца о тантрическом буддизме, учебников хатха-йоги. В 80-х годах сложились группы, в которых пытались практиковать элементы тантризма. Это, к примеру, “Астральное карате” — секта, созданная Валерием Аверьяновым (он называет себя “гуру Вар-Авера”), автором одноименного сочинения, популярного в советском оккультно-мистическом подполье. Аверьянов неоднократно подвергался принудительному психиатрическому лечению; один из его учеников в начале 80-х годов совершил покушение на жизнь главного психиатра Москвы. Частью “астрального карате”, созданного Аверьяновым на основе различных магических и мистических практик, является им же придуманная “боевая тантра”.[789]

В начале 90-х в крупных городах возникли объединения последователей Ошо Раджниша, различные ньюэйджевские кружки “йоги секса” (как пример можно привести московскую “Школу рациональной йоги” Льва Тетерникова), а позже — секточки доморощенных “русских йогов”, пытавшихся отыскать тантрические корни в язычестве древних славян. Конечно, во всех перечисленных образованиях тантра представляет собой лишь один из лоскутков пестрого одеяла их собственных синкретических доктрин.

Наиболее одиозным псевдотантрическим гуру отечественного происхождения следует считать Константина Руднева (род. в 1967). В начале 90-х он выступил в Новосибирске с серией платных семинаров по популярному псевдовосточному оккультизму, которые проводились в домах культуры, кинотеатрах и даже в детских летних лагерях. Постепенно Руднев принял самоотождествление “славянского тантриста”, хотя в его синкретической доктрине нашли место многие составляющие ньюэйджевского компота: “Живая этика” Рерихов, ожидание “Эры Водолея”, учение Карлоса Кастанеды, “рэйки”т “астральное карате”, контактерство и т. д. Вышла автобиографическая книга Руднева “Путь дурака” скандально-непрестойного содержания (в ней Руднев выступает под именем Рулон), быстро ставшая популярной в кругах “духовных искателей”. Руднев стал называть себя “Великий Учитель Шри Джнан Аватар Муни”. Система семинаров выкристаллизовалась в оккультную тоталитарную секту “Эзотерический Ашрам Шамбалы”. Вторым человек в секте стала Шри Суби Лакшми Дэви, она же Селена (Елена Захарова), главная “жрица” из гарема рудневских наложниц. Третий человек в иерархии — “главный наставник” Шри Ганеша (Павел Хандожко). Далее следуют “старшие наставники”, носящие черные хитоны, “младшие наставники” (белые хитоны) и просто “наставники” (сиреневые и фиолетовые хитоны). Сектанты, проживающие в подпольных коммунах-ашрамах называются “садхаками”, а просто посещающие семинары — “учениками”.