Sect Studies

“Дхарма Кальки”

Эта небольшая псевдоиндуистская секта возникла в 1980-х гг. вокруг некоего южно-индийского “чудотворца”, который около 1990 г. под влиянием своих западных поклонников объявил, что является первым полным воплощением Бога, которого индуисты называют Сат-Чит-Ананда (Бытие-Сознание-Блаженство), а христиане — Отцом, Сыном и Святым Духом. Зовут это явление “Высочайшего Личного Бога” Кальки. Напомним, что, согласно вишнуитским преданиям. Кальки — последняя аватара Вишну — должен прийти в конце кали-юги (т. е. через как минимум 400 тыс. лет согласно хронологии Пуран) верхом на белом коне, с мечом в руках, чтобы уничтожить демонов. Наш Кальки имеет вид миролюбивого южно-индийского крестьянина, завернутого в портьеру. Но именно фотографии в полный рост сего бородатого пейзанина являются главным предметом поклонения и источником мифотворчества в “Дхарма Кальки”. Считается, что в каждой из них полностью присутствует Бог. Восторженным почитателям Кальки представляется, что на фотографиях “Он в высшей степени живой, Он смеется, танцует, подмигивает, становится объемным и иногда даже говорит”.[810] Вообще реклама чудес Кальки занимает центральное место в сектантской пропаганде, например утверждается, что из фотографий Кальки появляются еда, целебные молоко и вода и даже золото и бриллианты.

Божественным откровением в секте считается “Сокровенное слово Кальки”, которое постоянно дополняется. В пункте 7, в частности, говорится:

Поклоняйся Мне одному, так как не существует никого могущественнее, чем Я. Все Существа исходят из Меня.[811]

Кальки безвылазно живет в своем ашраме в южной Индии. Утверждается, что число его почитателей, главным образом из местного населения, уже превысило миллион человек. Даже с учетом суеверности индуистов, особенно из простонародья, эти сведения представляются не более чем рекламным ходом. Западные поклонники-активисты в разных городах и странах создают центры, главной задачей которых является организация паломничеств к “живому Богу”. Как мы видим, схема устройства и распространения секты такая же, как у Сатьи Саи Бабы. С культом последнего “Дхарму Кальки” роднит и активное использование христианских образов и миссионерских приемов для вербовки новых сторонников.

В Россию “Дхарму Кальки” привез в середине 1990-х годов один из первых и ближайших преданных Кальки швед Фредди Нильсен. В Москве он стал проводить под видом психологических семинаров собрания новозавербованных адептов. Происходившее на них по большей части напоминало выступление западного неопротестантского миссионера. Нильсен долго, восторженно и экзальтированно говорил о Кальки как о Личном Боге, сошедшем на землю, в которого нужно немедленно уверовать и начинать горячо ему молиться и поклоняться. В награду Кальки даст блаженство, здоровье, благополучие и чудесную помощь. Во время всей проповеди присутствующие имели перед глазами большой фотопортрет Кальки. Затем участники собрания должны были в полутьме, под расслабляющую музыку “каяться со слезами перед Кальки и всматриваться в портрет, чтобы увидеть, как он оживает.

За годы существования в России появились центры “Дхармы Кальки” в Москве и Подмосковье, в Ярославле, Краснодаре и других городах. Однако число последователей у нас в стране растет медленно и вряд ли превышает одну-две сотни человек.

3НО (“Healthy — Happy — Holy Organization”) — “Организация здоровья, счастья и святости”

Эта гуруистская секта была создана в 1969 г. в США Йоги Бхаджаном, учеником Санта Хазара Сингха — деревенского сиддха-йога. Его учение представляет собой соединение индуистских и сикхских представлений в сочетании с идеями “Нью эйдж”. Один из основополагающих принципов ЗНО — это натуральная вегетарианская диета, исключающая также алкоголь, табак и наркотики. Как и другие тоталитарные секты, ЗНО отличают строгие организационные принципы, деспотизм гуру и казарменная дисциплина в ашрамах.[812] В 70-80-е годы в Америке и во многих европейских странах открылись филиалы этой псевдоиндуистской секты. Их лидеры обязаны отчислять в пользу организации десятую часть доходов, получаемых от проведения занятий адаптированной для западной публики кундалини-йогой, которую Бхаджан называет также “белой тантра-йогой”.

Судя по всему, в России отделением ЗНО является реабилитационный центр для наркоманов “Кундала”, открытый в Москве гуру Дживаном Сингх Хальсом — Яковом Маршаком (внуком известного советского поэта С.Я. Маршака). Маршак считает, что наркозависимость может быть заменена на кундалини-йогу, которая приносит, по его мнению, “такое же удовольствие, но при этом совершенно безвредное для организма и сознания”.[813] Трехнедельный начальный курс реабилитации в “Кундале” стоит от 4 до 5 тыс. долларов США, при этом деньги в случае неуспеха не возвращаются. Понятно, что Маршак может себе позволить оплачивать огромные рекламные статьи в популярных московских газетах.

“Радхасоами Сатсангх”

Синкретическая индо-сикхистская секта “Радхасоами” была основана индийским банкиром Шивом Даялом из Агры (1818–1878). После его смерти пережила раскол. Первых западных последователей секта приобрела еще в конце XIX в. среди британских офицеров. В начале XX в. открылся международный центр “Радхасоами” под Амритсаром в Педжабе; недалеко от Агры был построен индустриальный комплекс с большим мраморным храмом.[814] Позже были созданы отделения в Америке и Европе.