Sect Studies

Начинала эта группа в среде молодежного крыла евангеликов в рамках “Крестового студенческого похода за Христа” в Калифорнии. Основатель ее — американец Дэвид Бранд Берг, скончавшийся в конце 1994 года в неизвестном месте и при неизвестных обстоятельствах. В конце жизни он прятался от мира, и никто кроме его ближайшего окружения не знал (и до сих пор не знает), где он проживал.

В России “Семьей” руководит англичанин Дэвид Хилл, а звено под ним составляют граждане Польши. У одной из наиболее активных барышень (она представилась как Мария, но известно, что имена свои они меняют каждые несколько лет) спросили, почему, собственно говоря, она подвизается в России, а не в своей стране — Польше. Она ответила: “Ой, не говорите, Польша такая ужасная страна — там одни католики, очень трудно работать. У вас нам гораздо приятнее. И результативнее”. В некотором смысле это можно рассматривать как комплимент Польше и признание наших серьезных проблем…

В начале 1994 года в Москве проходили парламентские слушания, посвященные внесению так никогда и не принятых поправок в прежний закон о свободе совести. Проводил их ныне покойный депутат Савицкий. Для выступления на этих слушаниях был приглашен Томас Гандоу, лютеранский пастор из Германии, крупнейший специалист в Европе по сектам. В холле здания Парламентского центра на Цветном бульваре расположилась группа членов секты “Семья” — несколько человек молодежи, которые пели песни под гитару и раздавали листовки всем депутатам и гостям. Пастор Гандоу был крайне поражен: “У нас в Германии их даже не могут привлечь к судебной ответственности — они не зарегистрированы и у них нет юридического адреса, куда можно было бы принести повестку. А у вас они выступают в Думе!”

Особенно активно на просторах бывшего СССР “Семья” поначалу действовала в Минске, там у них опорный пункт и, возможно, перевалочная база для поляков.

В 1997 г. секта с гордостью сообщала о своем укоренении в Эстонии, Литве, Молдавии, Узбекистане, Татарстане и Сибири. Похоже, что сейчас их всероссийский центр находится в Новосибирске. В недавно опубликованном ими рекламном проспекте[818] описывается создание организации “Гуманитарный проект— помощь Сибири”, которая возглавляется г-жой Фэйт Фишер (Берг), дочерью основателя секты Дэвида Берга.[819] В проспекте сообщается, что эта организация “собрала и доставила в несколько бедствующих сибирских городов 300 тонн гуманитарной помощи”. В том же проспекте описываются поставки больничного оборудования и лекарств, а также одежды и других вещей в Латвию, на Украину и в различные российские города; сообщается, что секта планирует различные “проекты” в “исправительных учреждениях” в России и на Украине. Там же говорится, что “выпущенные «Семьей» детские видеофильмы” транслировались по государственному телевидению в России и на Украине. Эти фильмы распространяются под такими названиями, как “Кидди-Видди”, “Чердачок сокровищ”, “Откроем новые миры” и “Фантастические друзья”. Распространяются и аудиокассеты под названием “Песни жизни” и “Небесная магия”.

В Центре св. Иринея Лионского есть толстая пачка писем из больниц, домов престарелых, разных других российских учреждений, где выражается благодарность христианской миссии “Семья” за то, что они “пришли и устроили концерт” или доставили гуманитарную помощь, а потом “тепло пообщались” с клиентами. В том числе — письмо из петербургской православной больницы святой Ксении Петербургской, где их тоже вовсю благодарят: почаще бы к нам приходили такие люди, они вдохнули в наших больных здоровье. При помощи этих писем секте удается открывать все новые и новые двери, чтобы заниматься своим непосредственным делом: вербовать новых адептов. А в результате постоянные звонки родителей школьников: наши дети попали в секту “Семья”, с ними происходят страшные изменения, что делать?

2. Деньги шли на нужды верхушки, в то время как подавляющее большинство членов секты жило в абсолютной бедности

Дэвид Брэнд Берг родился в Калифорнии в 1919 году в семье весьма уважаемых евангелических проповедников, увлеченных своим делом. Он рос, мечтая тоже стать проповедником. Женился Дэвид лет в 20, и у него быстро появились четверо детей. Он пытался проповедовать в различных церквах протестантско-евангелического толка, но из-за своего дурного характера нигде не мог ужиться и постоянно переезжал с места на место, чувствуя себя неприкаянным и не у дел.

В конце концов он нашел себя в 60-е годы, когда началось движение хиппи. Ему было уже за сорок, молодежи он казался совсем пожилым человеком. Всюду были коммуны хиппи, которые жили на пляжах, в парках, и вот он отрастил себе длинную бороду и волосы, стал среди них проповедовать, раздавал им сэндвичи с ореховым маслом и говорил об Иисусе. Это очень нравилось хиппи. Они звали его “наш дед” и считали своим в доску парнем. Пусть он старше нас, думали они, но он не такой, как весь этот истеблишмент, он мудрый, он понимает нас, говорит хорошие вещи и призывает нас всех к хорошему.

Постепенно вокруг Берга собрались преданные ему люди, которые приступили к активной вербовке новых адептов. Тогда это было в новинку, и молодежь слеталась в секту, как бабочки на огонь: очень активные и чрезвычайно агрессивные методы контролирования сознания делали свое дело. Молодые люди — девушки и юноши — пропадали из дому один за другим, отдавая все свое имущество секте. Когда их удавалось найти, они были неузнаваемыми. Именно с этого начались родительские инициативы в США, именно тогда впервые заговорили о “промывании мозгов” и “зомбировании” в сектах, именно тогда начались первые попытки депрограммирования жертв “Детей Божиих”.[820]

В тот начальный период своего существования берговцы очень любили срывать службы в протестантских церквах: мы первоначальная христианская коммуна, христианская община, а эти все “солидные”, они застыли в своем “системном” фарисействе. “Первоначальные христиане” приходили на службу, садились в первый ряд перед проповедником и начинали расчесывать волосы, снимать ботинки, кричать “аллилуйя” в самом неподходящем месте или говорить что-то свое.[821]

Дэвид Берг так восстановил против себя все население, что вместе со своими поклонниками был изгнан из района Сан-Франциско. Группой в 50 человек они начали ездить в фургоне с прицепом по всей Америке и проповедовать. Они невзлюбили Калифорнию, где их постигла неудача, покинули ее, и Берг, пообещав всем землетрясение и потоп, призвал всех верных уезжать оттуда. Уехали они в конце 60-х годов, но Калифорния пока на месте.

Наконец берговцы обосновались своей коммуной в Техасе на ранчо, которое они называли “клиникой душ”, где и начало постепенно оформляться движение, которое получило название “Дети Божии” с легкой руки одного журналиста. Вначале это движение действительно существовало в более или менее евангелических рамках, разве что было поагрессивнее и поалчнее многих подобного рода сект, да и куда более жестко контролировало своих членов. Дэвид Берг учил своих учеников проповедовать так: “Вначале заставьте их просить Иисуса войти им в сердце, затем заставьте исполниться Духа Святого, затем спросите, согласны ли они оставить все, что у них есть, и последовать за Иисусом, то есть за нашей группой”.

Сам Берг, провозгласивший себя последним пророком “Моисеем-Давидом”, все больше физически отдалялся от своих последователей и скрывался от них. Лишь немногим было позволено встречаться с ним. В глазах большинства членов секты он сделался загадочной и таинственной личностью. Он общался с адептами и с миром при помощи своих посланий, названных им “Письмами Мо” (Моисея). Его власть в секте все возрастала и вскоре стала абсолютной и непререкаемой. Именно на этом фоне происходили все извращения, которые члены секты не только принимали некритически, но и немедленно внедряли в свою жизнь.