Sect Studies

И далее:

Нужно быть готовым к оказанию помощи в реабилитации многих бывших сектантов, которые из-за своего участия в движении будут сильно травмированы, как психологически, так и духовно. Вероятнее всего эти проблемы разовьются, когда молодые люди в этом движении достигнут середины жизни. Фальсификация психологического типа (попытка изменить вашу личность и заставить вас воспринять личность другого человека) приводит к серьезному кризису в середине жизни. В результате возникнут серьезные проблемы: полная опустошенность, глубокие депрессии и целый букет других психологических и духовных проблем, разрешить которые будет весьма сложно.[854]

По прошествии нескольких лет проф. Йикли отмечал, что уже после его исследований ЦХ деструктивные черты секты еще более усилились. По его словам, многие специалисты, помогающие жертвам сектантства, сообщают ему, что получают жалоб на ЦХ больше, чем на какие-либо другие секты за исключением сайентологии.[855]

Мы помним слова Христа: “По плодам их познаете их” (Мф. 7:16). Плоды “единственной Христовой Церкви” очевидны: данные зарубежных экспертов показывают, что по непосильному давлению, оказываемому на членов, ЦХ превосходит многие другие секты. Очень велик в ЦХ процент нервных срывов, психических расстройств, попыток суицида. Не обошла эта тенденция и нашу страну. В пасхальную ночь 1997 г. молодой человек, член ЦХ, упал с лесов строящегося Храма Христа Спасителя и разбился насмерть. Знавшие его люди утверждают, что это было самоубийство: юноша начал испытывать разочарование в ЦХ, а его наставник убедил его в том, что он теперь пропащий человек и спасения ему нет. Однако доказать что-либо было невозможно, и следствие признало, что это был несчастный случай. Известны и другие случаи самоубийств среди членов ЦХ. Об одном таком случае рассказывает Петербургский родительский комитет: целая группа сектантов явилась на квартиру к своему “брату”, чтобы обличить его в каком-то совершенном им грехе. Обличили они его так убедительно, что, когда они наконец покинули квартиру, несчастный юноша повесился.[856]

Справедливости ради следует добавить, что правила секты предусматривают возможность возвращения для отпавшего члена. Желающий вернуться должен опять пройти все подготовительные занятия, а затем креститься вновь. Путь назад начинается для него с “покаянного письма”, в котором он подробно перечисляет все совершенные им за время пребывания вне секты “страшные грехи”. Письмо это вначале зачитывается в его присутствии перед “беседой”, а затем и перед всем воскресным собранием.

Когда человек уходит из секты, ему непрерывно звонят и выходят с ним на контакты в течение трех месяцев, стараясь принудить его вернуться. Через три месяца отпавшего “отрезают” и более не вспоминают о нем никогда.

7. Большинство наставников секты не имеет высшего гуманитарного образования

Такова общая характеристика ЦХ, а теперь рассмотрим некоторые элементы ее российской специфики. Как мы помним, в ЦХ есть лидеры “Бесед”, евангелисты и старейшины. В России (во всяком случае на 1996 г.) еще ни одного старейшины не было — были-евангелисты; старейшина — это такой высокий пост, до которого русские пока не доросли. Еженедельные собрания у нас — такие же, как за границей. Что касается материального положения, то, по устаревшим данным 1993 года, лидер зоны (руководитель 30–40 человек) получал порядка 200 долларов в месяц, что в то время для России было очень неплохим жалованьем. Лидеры секторов и других крупных подразделений получали больше (плюс представительские расходы).

Помимо территориальных секторов, в России также имеется отдельный сектор “ИКС” (искусство, культура, спорт), предназначенный для выдающихся личностей.

Говоря об истории ЦХ в Москве, нужно сказать, что к моменту появления здесь этой организации в ЦХ уже сформировалось стойкое мнение, что никакая другая христианская организация в мире не является церковью, поэтому никто из принадлежащих к другим христианским организациям не может спастись. Во всяком случае первые из тех, кто приехал в Россию, были этим мнением уже пропитаны. Соответственно, взгляд на духовное состояние России был предельно прост: все люди, которые жили у нас в стране и скончались до 1991 года, христианами не были, и потому никто из них не может быть спасен и не наследовал Царства Божия. Наконец наступил 1991 год, когда свет истинного христианства воссиял над Россией, и в августе в Москву прибыли 17 миссионеров — американцы, англичане, датчане и один русский студент, который учился в Дании (сегодня он является лидером “Московской Церкви Христа”) — Михаил Раковщик.

Прибывшую команду возглавлял канадец Эндрю Флеминг, в продолжение трех лет бывший лидером “Московской ЦХ”, руководство которой очень гордится тем, что они попали прямо на августовский путч. Буквально через пару недель после их приезда начался путч; все религиозные проповедники, бывшие в Москве, дескать, испугались и сбежали, а ЦХ продолжала свою проповедь на баррикадах и таким образом поймала очень благоприятный момент. Первое крещение в Москве произошло 20 августа 1991 года. Тогда было крещено несколько студентов Текстильной академии. Когда крещений было немного, собирались на квартирах. Потом в Москве были организованы первые миссионерские команды, которые расположились в специально снятых для них квартирах. Вскоре произошло первое воскресное собрание ЦХ в лектории Политехнического музея. Вся зарубежная ЦХ была поражена удивительными темпами прироста членов секты в России: в Москву прибыло всего 17 человек, а менее чем через год “Московская ЦХ” насчитывала уже 1200 членов.