Sect Studies

Свиное мясо — такое, как свинина, окорок, ветчина, сосиски, — не годится для человеческой еды. То же самое относится к устрицам, омарам, ракушкам, крабам, креветкам, ракам, собакам, змеям, крысам, червям и проч.[891]

Главная задача Церкви неправильно понималась в течение веков, считает Армстронг, потому что она с самого начала была подменена последователями Симона Волхва. Подлинная же задача Церкви — это не проповедь Евангелия и не обращение всего мира; все это — задача Христа. Когда Он явится в Свое Второе пришествие, Он и будет проповедовать. Сам Он для проповеди Своего учения назначил апостолов, и только они могут Его проповедовать. “В наше время есть только один апостол — я сам, Герберт Армстронг. Поэтому все, что люди могут, — это проповедовать мое учение, а не учение Христа. А учение Христа Он Сам будет проповедовать, когда придет”.[892]

В последний год своей жизни (1985) Армстронг опубликовал книгу “Тайна веков”. Он утверждал, что без этой книги Библию понять невозможно. Библия — это загадка за семью печатями, и лишь с помощью “Тайны веков” читатель сможет расставить все части головоломки на места; тогда Библия для него оживет и станет понятной… Основное учение Армстронга содержится в этой книге. В числе прочего там говорится, что сатана до такой степени обманул людей, что некоторые даже поклоняются Христу, а между тем есть один предмет для поклонения — это “Всемирная церковь Бога” с ее основателем Армстронгом. Только им можно поклоняться вплоть до Второго пришествия.[893]

8. Расколы и разделения в секте после смерти Армстронга

После смерти Армстронга ЦБ возглавил Джозеф Ткач (1927–1995), американец украинского происхождения. После его смерти ему наследовал его сын Джозеф Ткач Младший. Оба Ткача начали проводить в секте ряд реформ: постепенно удалять ее от армстронговского наследия и пытаться отмежеваться от некоторых скандальных высказываний и доктрин Армстронга. Задача, которую ставили перед собой Ткачи, — завоевать для своей секты признание в кругах евангеликов, и, нужно сказать, во многом в этом направлении они преуспели. Однако многие последователи Армстронга были недовольны реформами Ткачей и в конце концов откололись от них. В начале 90-х годов были созданы две новые “армстронгианские” секты: “Объединенная Церковь Бога, международная ассоциация” (около 20 тысяч членов) и “Глобальная Церковь Бога”; последняя была создана в 1993 г. и к середине 1998 г. в ней было 7 тысяч человек. Однако ее популярная телепрограмма “Мир впереди” имела весьма значительное и быстро растущее влияние.

Эти быстрый рост и неожиданно большое влияние оказались для секты неподъемным грузом, и в ноябре 1998 г. в ней произошел раскол. В ходе борьбы за власть и дележки финансового пирога совету директоров удалось изгнать из секты ее основателя и главного проповедника Родерика Мередита. Мередит не отчаялся и еще до конца 1998 г. вместе с группой своих верных сторонников основал новую армстронгианскую секту со знакомым для нас до боли названием “Живая Церковь Бога”. Ее штаб-квартира находится в Сан-Диего. По словам представителей секты, в нее перешли от 70 до 80 % членов “Глобальной Церкви Бога”. А с февраля 1999 г. Мередит начал вести новую телевизионную программу “Завтрашний мир”. Так что, несмотря на расколы, семя, посеянное Армстронгом, растет и крепнет, а его учение продолжает распространяться.

При том, что сообщается о переменах к лучшему в “Церкви Бога”, мы очень мало знаем, что реально происходит в ней и, уж тем более, ее различных ответвлениях. Источников, из которых можно узнать о том, что происходит у них внутри, очень мало, а узнать из них что-то очень трудно. В своих изданиях “для внешних” они о религии ничего не пишут — только о политике. А политическое влияние у них по-прежнему очень большое. Думаю, мы в России еще не разуслышимотак называемой “Церкви Бога” и других армстронгианских сектах.

Глава 15. "Поместная (Местная) церковь Уитнесса Ли

Многие христиане не видят, что Иисус Христос сегодня — это животворящая пнеума. Он очень пневматичен, и, когда мы наполнены Им, мы тоже становимся пневматическими, наполненными воздухом.

Уитнесс Ли[894]

1. На стадии вербовки новых членов ЦХ и “Поместная церковь” похожи друг на друга

В этой главе разговор пойдет о секте,[895] которая называет себя “Местная церковь” (МЦ), или “Поместная церковь” (The Local Church), или просто “Церковь с обозначением города ее пребывания: “Церковь в Москве”, “Церковь в Петербурге”, “Церковь в Гонконге”. Последнее время в России она все чаще фигурирует под именем “Церковь домашних собраний" (или “Церковь дома собраний”). Ее члены, как и члены ЦХ, работают в метро и на улицах, и если к вам подходили вербовщики ЦХ, то наверняка подходили и они. По нашим наблюдениям, на каждых трех приставал из ЦХ четвертый — член “Местной церкви”. На стадии вербовки новых членов они похожи друг на друга. Отличить вербовщика одной секты от вербовщика другой можно, пожалуй, только таким способом: подошедшие к вам члены ЦХ на ваш вопрос: “Вы из "Церкви Христа"?” — скорее всего ответят утвердительно: “Да, мы из "Церкви Христа"”. Вербовщики же из “Местной церкви” почти наверняка скажут вам: “Мы просто христиане”. Они сообщат еще, что им безразлично, к какой деноминации вы принадлежите, потому что они принимают всех, в том числен православных.