Sect Studies

Затем, безусловно, последует телефонный звонок: Адам, где ты?

— Теперь я на своем месте, “святой отец”.

— Не вкусили ли вы запретный плод?

— Да, вкусили, как благ Господь, и теперь мы новая тварь во Христе Иисусе, “святой отец”.

— Убирайтесь вон, еретики, из моей церкви!

— А мы уже давно убрались, “святой отец”.

Научись работать на чужой территории без срывов, осечек, инцидентов и скандалов.

Алексей Ледяев[936]

1. “Бог, дай нам Россию!”

Может быть, вам приходилось видеть по телевидению странные молитвенные собрания, когда проповедник вещает со сцены, а весь зал отвечает “аминь!”, “аллилуйя!”, потом включают музыку, на сцене пританцовывает группа девиц, припевая простенькие слова типа: “О Господь Всемогущий!” или “Я люблю тебя, Иисус!” — и все вслед за ними начинают притоптывать с поднятыми вверх руками, выкрикивая молитвы, постепенно переходящие в нечленораздельные звуки? Затем проповедник спускается в зал и начинает накладывать руки на голову людям: “Я тебя излечиваю”, “Я из тебя изгоняю бесов”, или просто: “Прими Духа Святого!” — и человек тут же падает и либо начинает биться в конвульсиях, либо вопит и катается по полу, либо просто лежит, “отрубившись”. Это и есть неопятидесятническое “Движение веры” (Faith Movement), или “Проповедь веры”, оно же “Евангелие процветания”. Известно это движение также по названию одного из своих главных компонентов — “Теология процветания” и по своему основному методу — “Пауэр ивэнджелизм” (Power Evangelism).[937] К нам “Движение веры” пришло главным образом через шведскую организацию “Слово жизни”. Это одна из самых многочисленных, известных и влиятельных сект, входящих в “Движение веры”, и поэтому многие ради удобства называют так все движение, хотя на самом деле в разных странах и городах принадлежащие к “Теологии процветания” секты носят разные названия. В России, помимо “Слова жизни”, это может быть “Живая вода”, “Новая жизнь”, “Живой родник”, “Слово истины”, “Церковь нового поколения”, “Церковь живого Бога”, “Церковь Завета”, “Церковь прославления”, “Дело веры”, “Роса”, “Благодать”, “Церковь любви Христа”, “Церковь Иисуса Христа”, “Живая вера”, различные “Церкви Полного Евангелия”, “N-ский Христианский центр” и т. д.

“Движение веры”, в отличие от всех сект, о которых мы говорили до сих пор, не выстроено в виде жесткой международной структуры с единым центром и вертикальной системой подчинения, но внутри каждой секты, основанной каждая в своем городе, контроль не меньший, чем если бы они входили в централизованную структуру. Местные секты со всего мира поддерживают вероучительное, идеологическое и методологическое единство, оказывая друг другу материальную помощь, обмениваясь проповедниками, приглашая на гастрольные туры самых “продвинутых” из них и посылая своих проповедников в общие для всех учебные заведения.

Весь северо-восток нашей страны буквально наводнен принадлежащими к этому движению сектами. В Сибири их просто видимо-невидимо: они заполняют громадные залы своими адептами. В Абакане находится их “Школа пасторского служения”; там они активно готовят новых напористых проповедников и издают газету “Голос веры” (в одном из номеров шапка: “Бог, дай нам Россию!”). Имеется растущая школа “Слово жизни” в Новосибирске: в октябре 2001 г. там обучалось 88 “кандидатов в пастора”. В Казахстане издается неопятидесятнический иллюстрированный журнал “Новая жизнь”, который распространяется по всему СНГ. Впрочем, и в европейской части нашей страны их вполне хватает (в том числе имеется центр подготовки проповедников под названием “Слово жизни” в Москве[938] и “Школа пасторов” в Санкт-Петербурге), и они весьма успешно лоббируют свои интересы в коридорах власти.

Часто “словожизневцев” относят к пятидесятникам и говорят о них как о таковых. На самом деле это не совсем корректно, так как при сходстве некоторых внешних признаков (и то относительном: у “традиционных” пятидесятников все проходит гораздо более чинно) богословие у них совершенно различное. Сами “традиционные” пятидесятники не слишком признают их за своих, часто резко критикуют и, как правило, не принимают в свои объединения. Мы увидим, что правильнее относить “Слово жизни” к неопятидесятническому, или неохаризматическому движению.

Однако в маскировочных целях и для придания своим группам респектабельности неопятидесятники стремятся выдавать себя за протестантов и в случае периодически возникающих у них сложностей с законами того или иного государства тут же начинают шумную кампанию о “гонениях на протестантов”. В России, стремясь обойти требования нового закона “О свободе совести и религиозных объединениях”, они объединились в “Российский объединенный союз христиан веры евангельской” (РОСХВЕ), название которого, по некоему “странному” совпадению, почти дословно совпадаете названием объединения “традиционных” пятидесятников “Российский союз христиан веры евангельской-пятидесятников” (РСХВЕП). Причем новообъединившиеся неохаризматики на своей учредительной конференции не скрывали, что слепили свой союз лишь с целью создания себе “крыши”.