Sect Studies

“Богородичники” утверждают, что ратуют за свободу совести. Они заявляют, что нахождение в данное время у власти демократов благословенно — Богородица, дескать, помогла им в августе 1991 года и в октябре 1993 года. Все это произошло только благодаря их молитвам. Еще в 1991 году они изгоняли дух Ленина из Кремля. При этом они говорят, что идеал для них — теократическое государство во главе с монархом, который будет похож на мученика Николая II. И как тот во всем слушался “святого старца Григория Распутина”, так и новый царь во всем будет повиноваться “святым старцам”, “духоносным мужам” и “пророкам”, в которые “богородичники”, естественно, метят сами. Но это — идеальный уровень, а на практике они говорят, что поддерживали Ельцина, что выступают за свободный рынок, и прорицают, что в будущем Россию возглавит святой царь-предприниматель.

Миссия “пророка-патриарха” Береславского — открыть тайну времен, которая связана с особой ролью Марии. Пророк Иоанн Береславский соединяет Новый и Новейший Заветы, подобно тому как Иоанн Креститель соединил Ветхий Завет с Новым. В “богородичной” литературе сказано, что пророк Иоанн, данный России Богом, несет полноту правды. Интересно указание на то, что ревность веры не зависит от тяжести греха, который лежит на человеке. В церковной иерархии самые высокие посты занимают люди с самой тяжелой греховной чашей. Тем, кто будет верно исповедовать Марию Матерью Непорочного Зачатия и будет верно Ей служить, грехи их не будут вменены. Очень удобная теория.

Посвятив Россию Божией Матери и в ожидании Ее видимого воцарения на Российском Престоле, “богородичники” ведут работу по подготовке армии к этому событию. Обращаясь к армии, лжебогородица вещает:

В России царь был Верховным Главнокомандующим армии. А ныне Я, Царица Российская, помазанная на Престол Самим Первосвященником Иисусом, повелеваю вам: присягнуть Мне как Своей Военноначальнице Верховной, пасть на колени и преклониться пред мои стопы, признать Меня живой и управляющей Россией. <…> Принявшие святую смерть во Имя Мое на поле брани получают ангельский удел как мученики правды…[1124]

Для себя Береславский в этом новом порядке отводит самую почетную роль:

Вот мой первый Указ: о присягании России стопам Пренепорочной Девы, Верховной Владычице своей. Я буду вести народ через Своих посредников, а также указующими знамениями и знаками. <…> Предстоит беспрецедентная новая уникальная цивилизация. К власти буквально в течение нескольких лет придут политики принципиально нового типа. Их отличит глубокое осознание сатанинского завета (в недавнем прошлом России — ее погружение в слои окаянства, каинитства, рефаимства), ревностная готовность отречься от печатей дьявола… <…> Вот, ставлю наместником Своей Державы пророка и святого. Кого назначу помощниками, губернаторами, министрами и епархиальными главами? Ревнителей Христовой правды, прошедших Богородичную школу и присягнувших у Креста.[1125]

У БЦ хорошие связи в дивизии Дзержинского: известно, что там были офицеры, которые заодно являлись “священниками” БЦ и крестили солдат (имеются фотографии), пользуясь своим служебным положением. Есть у них так называемый “легион Божией Матери” — военизированная гвардия, состоящая из весьма крепких молодцов, которые явно едят и спят вволю. Раньше у них была хорошая связь с Жириновским и его ЛДПР; когда БЦ судился с Российским телевидением, из-за критической передачи о них, и с диаконом Андреем Кураевым, который в этой передаче участвовал, то их представителем выступал С. В. Беляк — личный адвокат Жириновского. Весной 1997 г. фракция ЛДПР пригласила Береславского выступить на конференции, организованной думским Комитетом по геополитике. Там Береславский вновь развивал свои любимые темы о том, что Россия должна присягнуть на верность своей единственной царице — Богоматери, а она уж назначит достойных людей — пророков и провидцев — быть ее наместниками и управлять страной. Все это было с большим воодушевлением воспринято депутатами-жириновцами.[1126] Осенью 1999 г., когда “богородичников”, наконец, выставили из незаконно занимаемого ими помещения в центре Москвы, Жириновский немедленно написал гневное письмо с протестом против “гонений на Православную Церковь”.

Сейчас БЦ понял, что конфронтационным способом многого не добьешься. Их новая задача — завоевать признание в качестве не экстремистской, а легитимной религиозной группы, поэтому Береславский дал новые указания: по возможности воздерживаться от публичной критики РПЦ; дети, которые ушли от родителей, периодически стали их навещать. В своих контактах с “внешними” береславцы стремятся мимикрировать под Православие. Их “отцы” теперь оставили свои голубые балахоны для внутренних собраний, а на улицы выходят в обычных черных рясах и подрясниках с наперсными крестами; сообщают всем встречным, а в особенности потенциальным спонсорам, что они самые что ни на есть православные и представляют “Церковь Божией Матери Державной”. Человека несведущего все это вводит в заблуждение, и он помогает им, наивно считая, что таким образом помог Православной Церкви. Очень любят в БЦ окучивать больницы (до недавнего времени они активно работали среди больных неврологического и суицидального отделения Института Склифософского), куда их пускают, опять же, как представителей Русской Православной Церкви.

С одной стороны, БЦ пытается войти в контакт с нашей Церковью, что, естественно, не очень получается, а с другой стороны — уже вошел в контакт с упоминавшимися выше маргинальными марианскими группами на Западе и объявил о создании “единой вселенской Марианской Церкви”. На свою “научную” конференцию (май 1995 г.) они собрали со всего мира своих единомышленников: это были какой-то ясновидец с Филиппин, какая-то прозорливая дама из Калифорнии, а также “вселенский православно-католический марианский патриарх-митрополит-архиепископ Афанасий-Константин” из Калифорнии. По своим повадкам этот ломаный молодой человек с аккуратной черной бородкой весьма напоминал члена одной из типичных для Калифорнии “церквей”, в которых благословляются гомосексуальные “браки”. Был там и его партнер — “епископ” той же “церкви” с простым именем — Джек Джонс. Привезли какого-то католического епископа (“великого боговидца”), глубокого старика, который в свое время на Олимпиаде 1921 года получил золотую медаль по бегу, но сейчас вообще вряд ли понимал, где находится и что с ним происходит. Ну и, конечно, главную роль на этом сборище играл “великий боговидец”, “гениальный ученый”, “несравненный филантроп”, “человек лучезарной святости” и проч. Чарльз Мерсиека из Алабамского университета.

БЦ принадлежит ряд “монастырей”, коммерческих издательств и предприятий, земля в Подмосковье, где выстроен их “монастырь”, пекарня. В 1997 г. руководство БЦ утверждало, что его поддерживало более 700 общин в России и в СНГ, в том числе в семидесяти российских городах, причем более чем в тридцати они зарегистрированы[1127] Однако на январь 1998 г. в Российской Федерации было официально зарегистрировано всего 17 общин.[1128] Помимо Москвы секта действует в таких городах, как Архангельск, Воронеж, Иркутск, Екатеринбург, Краснодар, Люберцы (Московская обл.), Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Санкт-Петербург, Саратов, Северодвинск, Серпухов, Тверь, Улан-Удэ, Чехов, Южно-Сахалинск и др. В Балашихе Московской области у них действует школа-интернат “Вечная весна” (одно из названий Богородицы в секте), причем помещение для школы им предоставляет местная воинская часть. В 2001 г. в Москве возле станции метро “Дмитровская” секта открыла свои вербовочные пункты под громкими названиями (естественно, без какого-либо указания на конфессиональную принадлежность): “Центр русской духовности имени св. Андрея Первозванного” и “Московскую духовную академию им. преподобного Симеона Нового Богослова”. Количество “духовенства” на 1998 г. составляло 100 человек, в том числе 7 “епископов”.[1129] Имеется свое “монашество”, женские и мужские “обители”. На конец 1999 г. в московской женской общине было 12 человек, в мужской —15 человек. Обет монашества дается как временно, на 1–3 года, так и постоянно.[1130] “Обители” выступают центрами сектантского миссионерства. В Чеховском районе Московской области сектой приобретен обширный земельный участок, на котором располагается выстроенный рабским трудом адептов монастырский комплекс “Гефсимания”. В собственной “духовной академии "Свет Марии"”, имеющей очное и заочное отделения, а также филиал в Санкт-Петербурге, готовятся кадры “богородичного духовенства”.[1131]